Лекция 3. Движение и развитие

1. Движение и развитие.

2. Метафизика и диалектика в понимании процесса развития. Законы и категории диалектики.

3. Системный подход и синергетика.

1.Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Всеобщие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям взаимодействующих явлений и объектов. Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение».

В современной ситуации движение принято понимать не только как механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются данными взаимодействиями. Однако, насколько движение абсолютно? с древних времен сущность движения, природу его многообразных форм трактуют по-разному. В.В. Миронов А.В. Иванов, анализируя развитие представлений о движении со времен античности, выделяют три основных модели понимания движения и его роли в мировом процессе[9].

Первая модель была представлена милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклитом. Движение здесь понималось как перманентное возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Вторая (противоположная) модель трактовки движения получила рассмотрение в элеатской школе (Ксенофан, Зенон, Парменид). Не отрицая движение как таковое – они ставили под сомнение его всеобщность. По Пармениду бытие неподвижно, едино и замкнуто. Мир сохраняет свою устойчивость в движении. Третья модель, представленная Эмпедоклом, который попытался объединить противоположные взгляды и стал рассматривать изменчивость и устойчивость как две стороны процесса движения. Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель, который дал общую классификацию видов изменения, среди которых выделил возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность. Античная мысль справедливо понимала движение как противоречивый процесс, который является одной из граней мира. Другой гранью выступает понятие вечности, неизменности. Это хорошо просматривается на примере соотношения временного и вечного, раскрытого А.Ф. Лосевым «время не есть только время, т.е. чистая длительность, ибо эта длительность или когда-нибудь кончается, или никогда не кончается. а) Если она когда-нибудь кончается, то время содержит в своей природе конец, т.е. оно не есть только время, но и…не-временное. b) если же время никогда не кончается и не кончится, то оно есть вечность»[10].

Таким образом, указанные модели подчеркивают противоречивость понятия движения. Это означает необходимость введения новых понятий и классификации форм и типов движения. В самом общем виде принято выделять два основных типа движения. 1) движение, когда сохраняется качество предмета (определенный набор признаков, позволяющий говорить о каком-либо предмете как именно о данном предмете, отличном от других). Подобные процессы принято называть функционированием и 2) движение, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Подобные процессы, связанные с преобразованием качества также называют развитием.

Таким образом, развитие – это процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением нового объекта. Выделяют две разновидности развития: 1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня его организации (напр. эволюция звезд) и 2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому (эволюция неорганического мира по направлению к органическому, возникновение человека).

Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом таких фундаментальных характеристик как: всеобщность (на всех уровнях бытия имеется развитие, хотя и носящее разный качественный характер), необратимость (возникновение качественно новых возможностей не существовавших ранее и невозможность возвращения к прошлым состояниям), направленность (движение объектов и систем по определенным предпочтительным траекториям).

В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития. Одной из наиболее древнейших является модель регрессивного развития (Конфуций, К.Н. Леонтьев, Р. Генон). Интересным направлением представляется эмерджентная модель развития (Л. Морган, А. Бергсон, Г. Плеснер), сторонники которой делают акцент на преимущественно революционном характере процесса развития. Так же можно указать на эволюционную модель понимания развития, которая традиционно является одной из наиболее влиятельных. Ее сторонниками в разные годы являлись Ч. Дарвин, Г. Спенсер, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев. В данной модели обосновывается принцип всеобщности постепенного усложнения природы от простого к сложному, которое протекает через процессы дифференциации и интеграции, разделения или объединения элементов той или иной целостности.

Анализ феномена развития предполагает - учение утверждающее всеобщую причинную обусловленность событий называется детерминизмом (от лат. Determine - определяю). Несмотря на то, что причинно-следственных цепочек и вариантов развития событий может быть очень много – принято выделять три основных вида детерминизма – механический, телеологический и статистический. Механический детерминизм (Демокрит, Лаплас, Ньютон) понимает причинную связь как однозначную. В подобном развитии отсутствует случайность. Еще одним видом детерминизма является телеологический детерминизм (Аристотель), который утверждает важную роль цели в будущем как определяющего фактора движения объекта. Причинно-следственная связь здесь не менее жесткая, чем в механическом детерминизме. Развитие науки в течение XIX-XX вв. привело к пониманию вероятностного характера мира, что существенно трансформировало и традиционные представления о причинности. От ньютоновской механической детерминации (в причине – одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей). Статистическая детерминированность – результат взаимодействия большого числа элементов, у каждого из которых своя индивидуальная детерминация. Это и порождает множество альтернатив. Детерминизму в истории философии и науки противостоит индетерминизм – философское учение, утверждающее отсутствие всеобщих причинно-следственных связей. Мир в подобном ракурсе оборачивается потоком случайностей, понимание и прогноз которых невозможны.

2. Поскольку движение и развитие являются противоречивыми процессами, имеющими множество разных моделей, включающих в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, причинности и случайности – то возникает проблема возможности описания данной противоречивости. Это означает, что требуется выработка определенной обобщающей метаконцепции, способной объяснить все возможные модели и аспекты движения и развития бытия в целом. Исторически сложились две основные метаконцепции в понимании движения и развития – метафизика и диалектика.

Использование термина «метафизика» обычно относят к I в. до н.э., когда известный греческий мыслитель Андроник Родосский, систематизируя работы философа Аристотеля расположил часть из них (те которые сам Аристотель называл «первой философией» то есть наукой о первосущностях) после трактата «Физика», дав им условное наименование «метафизика» (то есть то, что лежит после физики). С тех пор данным термином обозначают весь цикл общемировоззренческих принципов и категорий, не укладывающихся в рамки эмпирического знания. В современной науке термин «метафизика» обычно употребляется в трех смыслах: а) как синоним «философии», как науки о всеобщем; б) как синоним науки «онтологии» как учения о бытии и трансцендентных сущностях; в) философский способ мышления и познания мира, абсолютизирующий одну из сторон движения или одну из его форм.

Метафизике противостоит диалектика. В переводе с древнегреч. Диалектика - dialektice – означает умение вести беседу, спор. В философском понимании диалектика представляет собой способ мышления и познания мира, основанный на учении о всеобщей взаимосвязи, учении о развитии, учение о единстве противоположностей. Подобная широта понимания природных и социальных процессов делает диалектику учением о наиболее общих законах развития неорганической, органической и социальной форм движения материи.

Важнейшим отличием от метафизики является постоянный учет диалектикой противоположностей в ходе любого процесса развития, включающего в себя элементы устойчивости и изменчивости, единства и иерархической соподчиненности.

Выделяют объективную диалектику - развитие реального мира (природы и общества) и субъективная диалектику - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, - теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

Диалектика как способ человеческого мышления о мире пытается объяснить последний с помощью выведения законов и категорий (особая форма человеческого мышления описывающая всеобщие черты и отношения, присущие не каким-то отдельным видам явлений, а всему бытию). К настоящему моменту общепризнанными являются 3 закона и 7 парных категорий диалектики. Использование парных связок категорий (напр. причина-следствие, случайность-необходимость) необходимо для максимально целостного описания противоречивого мира (метод описания объекта должен быть равен самому объекту).

Законы диалектики.

1. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза) –данный закон позволяет понять куда направляется процесс развития, какова его направленность. В процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Т.е. в любом развитии (прогрессивном или регрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старого, моменты преемственности и формирования нового. Развитие, таким образом, приобретает характер разворачивающейся спирали.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные –данный закон позволяет понять механизм процесса развития, т.е. каким образом осуществляется развитие. Под качеством в данном законе понимается внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств без которых предмет уже перестает быть данным предметом. Изменения свойств в пределах данного качества называются количественными изменениями. Количество – это внешняя определенность по отношению к бытию предмета (определенность с точки зрения положения в пространстве-времени, это может быть различенность каких-либо свойств – напр. цвет или звук). Количество не выражает сущности предмета, но лишь характеризует его выделенные свойства. Категория меры фиксирует строгую упорядоченность качественных и количественных параметров, где выход за их пределы означает уже переход в совсем другое качество. Данный закон утверждает, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе присущей предмету меры) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет обладает своей собственной мерой, переход через которую приводит к рождению нового предмета, делая тем самым процесс развития бесконечным.

3. Закон борьбы и единства противоположностей - данный закон позволяет понять источник, благодаря которому происходит любой процесс развития. В каждом предмете всегда существуют определенные противоположные свойства, стороны, процессы, борьба между которыми порождает новые процессы в объекте в целом. Существуют различные виды разрешения противоречий: победа одного из них, снятие обоих в результате преобразования качества предмета, гармоничное взаимодействие[11].

Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития и таким образом позволяют всесторонне описать процесс развития. Взятые вместе они представляют собой матрицу любых процессов развития – прошедших и будущих. Законы диалектики дополняются парными категориями, которые позволяют учитывать варианты изменения и развития любых конкретных явлений и сторон жизни. Таких категорий-пар принято выделять семь: единичное-общее-особенное, явление-сущность, часть и целое, содержание и форма, причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность[12].

3.Помимодвижения, пространства и времени материя имеет еще один важный атрибут, который проявляется в том, что если ряд объектов находится в определенной взаимосвязи, то результатом этого будет появление совершенно новых свойств, которые несводимы к свойствам каждого конкретного элемента. Данный атрибут материи принято называть системностью. Однако, поскольку мир представляет собой множество различных противоположностей, а системность (согласованность) оборачивается хаотичностью – то возникает вопрос - является ли мир случайным, хаотичным набором свойств и явлений или представляет собой некоторое упорядоченное целое?

Со времени появления первых философских и научных представлений выделяю две основные точки зрения по данному вопросу. Первая посит название меризм (от греч. мерос - часть)и утверждает, что взаимодействие частей не способно создавать новые качественные состояния, а общий объект есть не боле чем сумма частей.Это означает, что познание объекта есть не более чем аналитическая процедура расчленения на части. Подобный подход в науке часто называют элементаристским, а в некоторых случаях – редукционистским (сводящим целое к какой-либо части). Противоположное направление носит название холизма (от греч. Holos – целое). Суть его состоит в понимании приоритета целого над частями. Находясь в процессе взаимодействия элементы образуют новое качество и приобретают ряд свойств, которых у них не было, когда они находились по отдельности. Познание в подобном случае оказывается ориентированным на исследование целостных свойств.

В этой связи интересно заметить, что развитие европейской науки во многом можно разделить на две указанные тенденции. Так, в частности, большинство европейских математиков, тяготеющих к холизму были немцами или французами, а значительная часть экспериментаторов – англичанами, для которых всегда был более характерен аналитизм и элементаризм.

Развитие диалектики позволило преодолеть указанные противоположности, что нашло окончательное выражение в развитии системного подхода в 50-е гг. XX века, основателями которого являлись Л. фон Берталанфи и А.А. Богданов. Системный подход оперирует такими понятиями как система, элемент, структура.

Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой. Элемент - неразложимая далее относительно простая единица сложных предметов и явлений. В некоторых случаях он способен к самостоятельному существованию. Структура – это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами.

Выделим наиболее общие свойства систем:

1. Поведение систем зависит не столько от свойств их элементов, сколько от композиции и связей между ними (напр. в зависимости от структуры кристаллической решетки углерод может выступать как графит, алмаз или карбин).

2. Система может состоять из подсистем или сама быть частью иерархически более высокой системы.

3. Свойства системы – это свойства целого, а не его элементов.

4. Система обладает динамической сложностью – из-за того, что некоторые элементы способны находится в разных состояниях, между ними возможны различные альтернативные связи.

5. Каждый элемент системы может оказать воздействие на всю систему (принцип домино).

6. Система стремится сохранять устойчивость путем включения связей между ее элементами. Резкое изменение может угрожать самому существованию системы.

7.Система обладает обратными связями, характеризующими ее взаимодействие с окружающей средой.

Необходимо также дать классификацию систем по характеру связи между элементами. В этом случае выделяются следующие виды систем: суммативные системы - это системы, в которых элементы достаточно автономны по отношению друг к другу, а связь между ними носит случайный, преходящий характер; целостные системы характеризуются тем, что здесь внутренние связи элементов дают такое системное качество, которого не существует ни у одного из входящих в систему элементов; неорганические системы (атомы, молекулы, Солнечная система), в которых возможны различные варианты соотношения части и целого, взаимодействие элементов осуществляется под воздействием внешних сил. Элементы такой системы могут терять ряд свойств вне системы или, наоборот, выступать как самостоятельные; органические системы характеризуются большей активностью целого по отношению к частям. Такие системы способны к саморазвитию и самовоспроизведению, а некоторые и к самостоятельному существованию. Высокоорганизованные среди них могут создавать свои подсистемы, которых не было в природе.

Однако, последние открытия в физике (исследования термодинамических процессов И. Пригожиным) и химии (ячейки Бенара) показывают, что системный подход требует определенной корректировки в той его части, которая касается принципов развития сложных систем. Мир в основном состоит из сложных систем, которые оказываются в состоянии равновесия лишь в порядке исключения. Развитие таких систем, их взаимопревращения определяются в первую очередь нелинейными, вероятностными процессами. Открытия в физике и химии явились основой для формирования нового научного направления – синергетики (по греч.synergos – согласованный, совместно действующий) или теории самоорганизующихся систем. Термин введен немецким ученым Г. Хакеном. Среди представителей синергетического подхода выделяют также И. Пригожина, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого.

Основные положения синергетики:

1. Мир состоит в основном из сложных и открытых систем, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, перестраиваются (самоорганизуются).

2. Взаимодействующие системы постоянно изменяют происходящую ситуацию, формируя нелинейный мир.

3. Это означает, что в процессе развития система переживает как стабильные, так и нестабильные состояния (точки бифуркации).

4. В точках бифуркации на развитие системы могут оказать влияние самые незначительные факторы, которые ранее считались нейтральными, что в свою очередь ведет к невозможности длительного прогнозирования развития системы.

5. Бифуркационный характер развития позволяет предполагать фундаментальную роль случайности в процессе развития Вселенной.

 

Рекомендуемая литература:

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2001.

2. Радугин А.А. Философия. - М.: Изд-во Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2005.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6. Ленин В.И. Материализм и эмприкриокритицизм // ПСС. Т.18.

7.Философия. Учебное пособие под редакцией Л.П. Станкевича. – Липецк: ЛГТУ, 2002.

8. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. - М.: Наука, 1987.

9. Панкратов А.В. Телеология и принцип необратимости // Вопросы философии. – 2003. - № 8.

10. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

11. Миклин А.И. Категория развития в марксистской диалектике. - М.: Наука, 1980.

12. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учеб. – 4 –е изд., переработ. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое движение и какие исторические модели его понимания можно выделить?

2. Чем отличается развитие от функционирования?

3. Каково основное различие прогрессивного и регрессивного развития?

4. Что такое детерминизм и чем он отличается от индетерминизма?

5. Перечислите основное содержание диалектического метода в философии?

6. Каковы основные законы диалектики?

7. Что такое системный подход?

8. Какие свойства материи являются предметом анализа синергетики?

 

Темы докладов и сообщений

1. Сущность и логика универсального эволюционизма.

2. Системный подход в современной науке.

3. Социальная синергетика: состояние и перспективы.