Лекция 2. Креативный менеджмент в системе управления организации

Организация – сложный организм (или объект), характеризующийся экономическим, технологическим, организационным и социальным единством.

Организация субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Организация – организм, в котором переплетаются и уживаются интересы личности, группы и коллектива, стимулы и ограничения, жёсткая технологическая дисциплина и инновации, свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя мораль, своя культура, свои традиции, свой имидж. Понятию организации синонимами выступают понятия: «экономическая система», «корпорация», «фирма», «предприятие», «объединение» и другие хозяйствующие объекты. Организация имеет свою внутреннюю структуру и внешние связи. Внутренняя структура организации строится на системе договоров, в широком понимании, на правилах игры: законы, контракты с персоналом, положения об оплате труда, положения о стимулировании, в том числе о стимулировании творческой деятельности. Кроме юридических актов (законов, договоров, положений) организация как структура, как единый организм существует за счёт своих традиций, имиджа, связей, морали, культуры производства, главное за счёт творческого (интеллектуального) потенциала коллектива, стабильности человеческих отношений в процессе совместной деятельности, то есть за счёт всего того, что относится к понятию интеллектуального капитала организации.

Интересы креативного менеджмента в функционировании подсистемы управления созданием интеллектуального продукта, интеллектуальной собственности, интеллектуального капитала.

В теории организации излагаются многочисленные выводы о значимости человеческих отношений, описывается работа школ человеческих отношений. Приводятся такие выводы:

– «человек – главный объект внимания», а менеджмент определяется как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»;

– труд человека может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра, если он интересен и содержателен;

– роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными, и тем более универсальными;

– человеческое поведение определяется «поиском удовольствия и избежания боли».

Перечень подобных выводов говорит о многочисленных мотивациях поведения человека, нас же интересуют мотивации человека к творческой деятельности. Ранее, в первой лекции, мы сделали вывод, что мотивация человека к познанию неизвестного, к созданию того, что ещё никто не сделал, не произвёл, не увидел на столько сильна, что человек пренебрегает не только болью, но и здоровьем, материальными и социальными стимулами.

Всё это возможно только при соответствующей цели, воспринятой человеком, как его личная цель. Если эта цель совпадает с целью других людей, то творческая деятельность человека перерастает в творчество групп, коллективов. При правильном поведении менеджмента творческая деятельность осуществляется в интересах организации. Только за счёт этого можно достичь эффективного и комфортного компромисса между личностью и организацией.

В первой лекции мы определили место креативного менеджмента в общей системе функциональных менеджментов, как основу инновационного менеджмента. Из теории организации мы уяснили важность мотивации – совпадение творческих целей организации и персонала (личностей) и определили место креативного менеджмента в системе управления организацией. Эта система управления знаниями, подбором, обучением персонала и мотивацией его к творческой деятельности в направлении достижения основных целей организации.

Одной из причин повышенного интереса к управлению знаниями является развитие информационных технологий. Эти технологии позволяют получать огромные массивы информации, нужны новые люди, способные извлечь пользу из этого потока знаний.