Искусство острова Крит

Первооткрыватель цивилизации – А. Эванс (1851-1941).

Центры критского искусства – Кносс, Фест, Малия, Агиа Триада, Като Закро.

Периодизация

1. Раннеминойский период (2600-2000 гг. до н. э.).

2. Среднеминойский период (первая половина 2 тыс. до н. э.):

· период «старых» дворцов (до 1700 г. до н. э.);

· период «новых» дворцов (1700-1450 гг. до н. э.).

3. Позднеминойский период (1450-1150 гг. до н. э.).

Особенности критского искусства:

· Сакральный характер, но без всеподавляющей каноничности и иератизма.

· Примат живописности и пространственности; интерес к фиксации мгновенного.

· Культ женственности.

· Жизнеутверждающее начало.

Архитектура

Основные памятники – дворцы. План дворца в Кноссе – множество помещений, сгруппированных вокруг центрального двора. Принципы композиции:

· асимметрия;

· запутанность внутренней планировки;

· отказ от массива стены;

· световые колодцы.

Особенности критской колонны:

· деревянная;

· расширяющаяся вверху;

· конструктивная.

Живопись

Фреска – основной вид изобразительного искусства.

Первые образцы – раннеминойский период.

Сюжетные росписи – со среднеминойского периода. Собиральщик шафрана, 18-17 вв. до н. э., фреска из дворца в Кноссе, Гераклион, музей. Крадущаяся кошка,1600 г. до н. э., фреска из дворца в Агиа Триада, Гераклион, музей. Летучие рыбы,1600 г. до н. э., фреска с о. Мело, Афины, национальный музей.

Расцвет фресковой живописи – 16 – нач. 15 в. до н. э. В росписях начинает главенствовать человеческая фигура. Царь-жрец, 16 в. до н. э., раскрашенный рельеф из дворца в Кноссе, высота 2,2 м, Гераклион, музей. Дамы в голубом, 16 в. до н. э., фреска из дворца в Кноссе, Гераклион, музей. Парижанка,1500 – 1450 гг. до н. э., фреска из дворца в Кноссе, Гераклион, музей.

Вазопись

Расцвет – среднеминойский период.

Период «старых дворцов» - стиль «камарес» - узор наносится белой или красной краской на темную поверхность сосуда.

Пифос стиля «камарес», керамика,старый дворец в Фесте, Гераклион, музей.

Период «новых дворцов» - «морской» стиль:

· расширение репертуара изображения

· господство темного рисунка на белом фоне.

Ваза с осьминогом, керамика, 16 в. до н. э., Гераклион. Музей.

Скульптура

Доминирует мелкая пластика пейзажного характера, без тяготения к портрету. Молящаяся женщина, 1800 г. до н. э., терракота, Гераклион, музей. Женщина на качелях,15 в. до н. э., терракота, Гераклион, музей. Бык с акробатом,бронза, датировка под вопросом, частное собрание.