Публичная ораторская речь

Важно все: и содержание, и интонация, и манера изложе­ния, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что почти по­ловина информации передается через интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противопо­ложным результатам. Говорить следует достаточно громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто/чтобы обеспечить до­ходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими «волнами» (то выше, то ниже). Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию. Не нужно стремиться к громкости за счет голосовых связок, необходимо научиться использовать резонаторы: полость рта, носоглотку, лобные пазухи, грудную клетку.

Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ясность в сочетании с простотой изложения. Чем суше и аб­страктнее изложение, ниже его эмоциональность, тем слабее восприятие выступления. Но эмоциональность не ограничива­ется внешними проявлениями, важны внутренняя сила и убеж­денность, которые могут быть подкреплены только внутрен­ней потребностью высказаться, вызванной деловой необходи­мостью. Недопустимы поучения и нравоучения, но нельзя и льстить аудитории. Зрители видят больше, чем слышат, и доверяют глазам больше, чем ушам. Глаза быстрее замечают любую диспро­порцию между позой оратора и тем, что он говорит. Через ви­зуальное восприятие аудитория получает первое впечатление об ораторе — его искренности, доброжелательности, энергич­ности. Многократное незначительное пожатие плечами или экспрессивное движение рукой обнаруживает больше, чем сот­ни слов. Естественность позы поможет аудитории больше вни­мания уделять тому, что оратор говорит, а не тому, как он выг­лядит. Простое правило: не только имейте, что сказать, но и желайте сказать это. Искренность речевого намерения помо­жет вам добиться физической выразительности, избежать су­тулости, застывшей позы или манерных движений. Контролируя поведение слушателей, вы можете определить, какая корректировка, какие дополнения и изменения нужно сделать, что следует изъять из текста ваше­го выступления. В процессе приобретения практического опы­та вы сможете с большей пользой для себя использовать ин­формацию, полученную вами в процессе визуального взаимо­действия с аудиторией. Естественность и непринужденность выступления, размыш­ление и выбор, рождение слова «на глазах аудитории» очень важны. Не помеха ли этому столь тщательная подготовка, о которой говорилось выше? Ответ всегда однозначен: чем осно­вательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и не­посредственней будет осуществляться им акт творения речи. Не следует учить наизусть текст выступления. Это чаще всего выливается в неестественное, негибкое изложение. Оратор имеет склонность к поспешности, произносит слова, не обдумывая их значения. Кроме того, метод заучивания текста плох тем, что не дает возможности вносить изменения, требующиеся для адаптации речи к реакции аудитории. Метод чтения выступления такой же негибкий, как и метод запоминания, и также создает барьер между говорящим и аудиторией. Поскольку глаза говорящего должны быть прикованы к записям, он не может смотреть на своих слушателей, а лишь бросает на них быстрые взгляды. Если он не обладает особыми навыками чтения с листа, то не может использовать и достаточную голосовую гибкость, инто­национное богатство, отличающее живую речь. В некоторых специфических ситуациях, однако, не обойтись без записей, поскольку требуется тщательный подбор слов. Но по возможности советуют избегать чтения с листа как не­эффективного и формального метода. Большинство хороших ораторов использует метод импро­визации. Надо подчеркнуть, что при этом речь очень тщатель­но планируется, но слова никогда не заучиваются на память.

Из рекомендуемых обобщенных планов выступлений для делового общениябольше всего подходит следующий:

- изложение фактов (краткое освещение ситуации);

- высказывание соображений, вытекающих из них, или кон­кретных предложений по существу;

- приглашение к сотрудничеству или действиям.

Предшествовать этому может привлечение внимания и воз­буждение интереса, а в завершение можно раскрыть мотивы, побуждающие людей к действию. Начало выступления наиболее трудно. Вступление должно быть кратким (одно или два предложения). Можно обойтись и без него. Не начинайте выступление слишком формально и не показывайте, что вы слишком тщательно его готовили. Свобо­да, непреднамеренность и естественность тона ведут к успеху.

Концовка речи - самый стратегически важный элемент, который помнится дольше всего. Заканчивая, не говорите о том, что вы заканчиваете, но не оставляйте речь незавершенной. Можно предложить такие варианты концовок: призвать к дей­ствию, сделать слушателям подходящий комплимент, вызвать смех, процитировать подходящие поэтические строки, создать кульминацию и т. п. Подготовьте хорошие начало и конец и свя­жите их. Возможно краткое резюме высказанных положений.

Важно не только то, чтовы говорите, но и каквы говорите. Если смотреть поверх слушателей или на пол, то беседа или публичное выступление будут «убиты». Хорошее выступление — это разговорный тон и непосредственность. Рекоменду­ется акцентировать наиболее важное ударением, силой звука, изменением темпа или паузами.

Очень важно и трудно быть ясным; используйте для этого ассоциации и сравнения. Избегайте специальных терминов, если не все слушатели связаны с вашей профессией. Используйте зрительное восприятие слушателей как с помощью иллюстра­ций или экспонатов, так и вызывая образность представления. Для этого старайтесь быть более конкретным и определенным. Абстрактные суждения и утверждения сопровождайте приме­рами. Можно повторять главные мысли, но не следует упот­реблять дважды одни и те же фразы. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов, особенно если выступление неболь­шое. В небольшом выступлении невозможно должным обра­зом рассмотреть больше одного - двух вопросов. Не употребляйте избитых слов, выражений и сравнений. Создавайте свои соб­ственные сравнения. Будьте своеобразны.

Подведем итог. Публичная (ораторская) речь должна быть публичным мышлением; диалогичной (скрытой формой диа­лога); ситуативной и реактивной (управляемой обратной свя­зью); спланированной и организованной предварительно, но откорректированной и окончательно сформированной в процессе выступления; проблемной; развернутой менее, чем письмен­ная, но больше, чем устная; необратимой во времени (как и устная речь); простой по конструкции фраз; построенной не по нормам и правилам литературного языка и грамматики, а по законам устной речи; доходчивой, образной и эмоциональной