Особенности производства неигровых фильмов различных видов.

Можно определить следующие виды неигровых фильмов: документальные, документально-хроникальные, научно-популярные, учебные.

Предлагаемую схему классификации фильмов не следует воспринимать как единственно возможную. Она поможет выбрать вид и жанр для конкретного случая, однако может оказаться, что фильм не укладывается ни в одну из обычных «клеточек» схемы.

Документально-хроникальные фильмы составляют подавляющую часть журналистской и любительской продукции. Хроника – это первая и основная практическая школа режиссуры и операторского мастерства и в то же время чрезвычайно интересная и живая область работы. Начинающие режиссеры и операторы не всегда ясно сознают необходимость вести съемку по заранее обдуманному сценарию или сценарному плану. Это становится очевидным после работы даже над самой простой хроникой, однако нужно помнить и то, что создание сценариев – дело непростое и небыстрое.

Для хроникального фильма сценарий написать и раскадровать несравненно легче, чем для любого другого фильма. На помощь приходит само событие или явление, дающее материал для фильма. Хроника не стареет. Снимайте жизнь и ее проявления, без натяжек и условностей, научитесь быть совершенно незаметными для тех, кого снимаете.

Научно-популярное кино – это фильмы, снятые в ходе выполнения научного задания, фиксация опыта или эксперимента, это документирование конкретного процесса, с целью последующей популяризации научных знаний и достижений. Они обогащают научную мысль, дают возможность еще раз вернуться к этапам эксперимента, снова наблюдать уникальные процессы в природе.

Научно-популярныестоль же разнообразны и многолики как и документальные; носят информационно-познавательный и пропагандистский характер, адресованы не только узкому кругу специалистов, но и зрителям, которые интересуются научными знаниями. Их задача — популяризация достижений науки в простой, ясной и доступной, для массового зрителя, образной форме, независимо от уровня его подготовки. Часто бывает, что съемки какого-либо научного эксперимента становятся документом научного и жизненного подвига, и тогда отснятый материал становится достоянием всего человечества. (например – создание и гибель дирижабля «Цеппелин», покорение Южного полюса, съемка ядерных взрывов, первые кадры Земли из космоса, первые шаги человека по Луне, марсоход на Марсе.

Научно-популярный фильм также имеет дело с научными знаниями, но в отличие от учебного и научно-исследовательского кинофильмов

Учебные фильмы, в отличие от научно-популярных, создаются для широкой аудитории и носят информационно-образовательный характер. Учебные фильмы снимаются обязательно по тщательно разработанному сценарию. Учебный фильм, используя выразительные средства кинематографа, позволяет просто, доходчиво и вместе с тем на высоком научном уровне донести до обучаемых сложные вопросы современной науки. Практика показывает, что съемки учебных фильмов имеют ряд преимуществ. Здесь оператор не связан временем и обстановкой, он может перенести съемку, повторить ее, отложить до более подходящего момента, чего нельзя сделать при съемке хроники.