Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским философом Дестютом де Траси (1754—1836). Он использовал его для обозначения новой науки «об идеях», которая имеет своей целью вскрыть механизмы происхождения сознания и идей. Де Траси надеялся, что идеология со временем приобретет такой же научный статус, как и любые другие «устоявшиеся» науки.
В марксизме «идеология» приобрела другой смысл. Маркс полагал, что в любую эпоху идеи господствующего класса являются главенствующими идеями, т. е. класс, который управляет средствами производства в обществе и имеет в своем распоряжении большую часть материальной продукции, в то же время является ведущей интеллектуальной силой и осуществляет контроль за большей частью интеллектуальной продукции.
Отличительной чертой идеологии, согласно воззрениям Маркса, является то, что она «вводит в заблуждение подчиненный» класс, скрывая от его представителей те противоречия, на которых базируются классовые общества. Идеология владеющей собственностью буржуазии благоприятствует возникновению иллюзий у эксплуатируемого ею пролетариата, «предохраняя его от факта осознания эксплуатации». Тем не менее Маркс не верил в то, что все политические идеи носят идеологический характер. Он утверждал, что его собственные работы, призванные вскрыть процесс классовой эксплуатации и угнетения, глубоко научны. Поэтому существует четкое различие между наукой и идеологией, между правдой и фальсификацией1.
В целом, само понятие «идеология» в марксизме трактовалось следующим образом.
Во-первых, как идеалистическая концепция, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов2.
1 Это различие, однако, было проигнорировано (стерто) в трудах позд
них марксистов, таких, как В. Ленин иА. Грамши. Они обратились не только к
буржуазной идеологии, но и к социалистической идеологии (или пролетарской
идеологии) — термину, который К. Маркс посчитал бы абсурдным.
2 См.: Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 12.