История социологии


весьма благосклонно относилась и к самому Конту, и к его уче­нию. Через год после их знакомства Клотильда де Во умерла от чахотки.

Платоническая любовь Конта к Клотильде де Во и ее ранняя смерть наложили глубокий отпечаток как на самого Конта, так и на его творчество. Оставшиеся 11 лет своей жизни он посвятил памяти этой женщины. Среди исследователей творчества Конта, главным образом зарубежных, существует мнение, что его усилия по созданию новой религии были рождены именно теми впечат­лениями, которые остались у Конта после года, проведенного с Клотильдой де Во.

Конт был типично «кабинетным» ученым. Он разрабаты­вал теоретические идеи в тиши своей парижской квартиры. Эта же квартира стала местом, где он читал лекции для тех, кто желал познакомиться с новым учением. Неожиданно чтение лекций было прервано из-за болезни Конта, который оказался в специализи­рованной клинике в состоянии нервной депрессии. Произошло это в 1826 г. По свидетельству современников, причиной нервного срыва Конта послужили огромные интеллектуальные перегрузки. К 1829 г. Конт окончательно поправился и возобновил свои лек­ции. На следующий год начались публикации его «Курса положи­тельной философии». Это был главный труд Конта, над которым он работал 13 лет (с 1829 по 1842)1.

«Курс положительной философии» представлял собой ряд философий отдельных наук, которые следовали одна за другой в определенной последовательности: философию математики сме­няла философия астрономии и физики, химии и биологии. Три последних тома «Курса положительной философии» Конт посвя­тил изложению «социальной физики», или «социологии». В первом из этих трех томов доказывалась необходимость изучения социо­логических законов и раскрывались теоретические обоснования социологической науки. В пятом и шестом томах «Курса» давалась подробная характеристика основного закона науки об обществе — закона трех стадий.

Закончив «Курс положительной философии», Конт написал «Систему позитивной политики», где изложил свои соображения

1 Интересно отметить тот факт, что Конт, приступая к созданию собствен­ной системы философско-социологических взглядов, начинает придерживаться так называемой «мозговой гигиены». По этому поводу в 1842 г. он пишет, что вот уже 20 лет, как перестал читать произведения, относящиеся к объекту его иссле­дования (ComteA. Cours de philosophie positive. Paris, 1864. T. VI. P. 34).

 


СОЦИОЛОГИЯ ФРАНЦИИ 49

о политических и нравственных началах будущего общественного устройства. После этого он начал работать над большим произ­ведением «Субъективный синтез». В эту работу Конт планировал включить «Систему позитивной логики», «Систему позитивной морали» и «Систему позитивной промышленности». Но осущест­вить задуманное ему не удалось: в 1857 г. Конт умер.

Если взглянуть на жизненный путь Конта со стороны, то его, вероятнее всего, можно было бы считать неудавшимся. В самом деле, у Конта не было положения в обществе, не было даже пос­тоянного заработка. Бывали времена, когда он едва сводил концы с концами. В семейной и в личной жизни он не был счастлив. Но если посмотреть на жизнь этого необычного человека изнутри, то нельзя не увидеть, что она была весьма напряженной и пло­дотворной. Довольно рано в Конте обнаружился значительный интерес к общественной проблематике. Об этом свидетельствует содержание тех статей, которые он напечатал еще в 1818 г., в пе­риод сотрудничества с Сен-Симоном. Став зрелым ученым, Конт пытался решить грандиозную по замыслу задачу: осмыслить все имеющееся человеческое знание о' мире с точки зрения разра­ботанного им позитивного метода. А главное — он всегда видел перед собой ясную цель: указать человеческому роду путь к гар­моничному социальному развитию. Поэтому всю свою жизнь Конт последовательно и неутомимо создавал новое позитивист­ское учение, не теряя веры в его великое историческое предна­значение.

.