История социологии


Как Тюрго и Кондорсе, Сен-Симон строил науку об обществе на основе идеи прогресса. Данная идея и структура социологичес­кой теории Сен-Симона, состоящей из социальной динамики и социальной статики, была заимствована Контом и использована им при создании теории общественного развития.

Но не во всем основоположник позитивизма был солидарен со своим идейным наставником. По некоторым вопросам соци­ального анализа взгляды их не совпадали. Сен-Симон, например, рассматривая социальные отношения как физиологические, не вы­делял учение об обществе в особую отрасль человеческого знания. Конт в данном случае сделал шаг вперед: он четко разделил науки об органической природе на физиологию и социологию.

Отдавая должное заслугам Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона в деле развития общественной мысли, Конт тем не менее пришел к выводу о неудовлетворительном состоянии социальной науки XVIII в. В этой связи характерна следующая мысль Конта, которая пронизывает все его рассуждения и оценки прошлого и современ­ного ему состояния общественной мысли: «...великий первона­чальный кризис новейшей положительной философии оставил вне научного движения в собственном смысле слова только моральные и социальные теории, пребывающие поэтому в неразумной изо­лированности под бесплодным господством теолого-метафизи-ческогодуха»1.

Конт не отрицал, что философские концепции французских просветителей являли собой систематическое изложение опреде­ленного ряда явлений и строились на базе определенной осново­полагающей идеи. Но в своем стремлении создать цельную систе­му взглядов французские просветители XVIII в. не были, да и не могли быть, считал Конт, до конца последовательными. Причину их научной непоследовательности Конт видел в игнорировании метода наблюдения и абсолютизации метода воображения, что, по его мнению, приводило к теоретическим противоречиям, а в итоге — к метафизическим поискам конечных причин.

Таким образом, в результате анализа идейного наследия сво­их теоретических предшественников Конт четко противопоставил опыт и умозрение, научный и спекулятивный подходы. Это помог­ло ему сформулировать задачу, стоящую перед наукой его времени: окончательно лишить метафизического содержания конкретные науки. По мнению Конта, решение этой задачи являлось необхо­димым условием для приведения всех областей человеческого зна-

1 Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 39.

 


социология франции 53

ния в тесную взаимосвязь и позволяло проследить взаимодействие, существующее между ними1.

Основатель позитивизма не только формулировал задачи, сто­явшие перед научным сообществом того времени, но и указывал также пути их решения. Он был убежден, что необходимо рассмат­ривать мир как единое целое, базирующееся на основе единого принципа или закона2. Кроме того, Конт полагал, что следует иметь на вооружении метод наблюдения. Наконец, он призывал посто­янно апеллировать к данным естествознания.

Конт хорошо понимал важность каждой из перечисленных задач и сложность их решения. Но это его не смущало. Конт всегда оставался познавательным оптимистом. Его сознание, его разум стремились к заветной цели: создать позитивную науку об обще­стве. Он был глубоко убежден в том, что социальная наука способ­на стать такой же сферой применения точных методов исследова­ния, какой были науки о природе.