История социологии


задачей социологии, по Веберу, является объяснение социального действия посредством образования понятий.

Таким образом, видны основные элементы теории, с которой работает Вебер: разработка понятий, конструирование идеальных типов и понимание как особый подход социологии к объяснению социальных явлений (в отличие от естественнонаучного объяс­нения, не имеющего дела с действиями субъекта и пониманием). К другим вариантам теоретического объяснения Вебер относится сдержанно или отрицательно. Так, он отклоняет, например, как неподходящее социологии функциональное объяснение, хотя надо заметить, что Вебер имел при этом в виду понятие функции совре­менного ему естествознания1.

О понятии «социальное действие». Ключевая идея социологии Вебера состоит в конструировании понятия «действие» с помо­щью понятия «смысл». «Действием», по Веберу, следует называть «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или тер­пеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. "Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому дейс­твующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»2.

Это определение социального действия содержит понятия «действие», «смысл» и «ориентация на другого». Недостает лишь понятийной пары «цель—средство», которые Вебер также относит к основам анализа социального действия.

Поведение, обладающее свойством иметь субъективный смысл, называется действием. Действие, обладающее свойством быть ориентированным на действия других людей, называется со­циальным действием.

1 Позднее функционализм в подходах Парсонса, Мертона, Гоулднера, Лумана
и других исследователей, понимавших себя отчасти последователями Вебера, надо­
лго занял доминирующее положение в социологии. Вебер также мало интересовал­
ся феноменологическим подходом, ориентированным на структурирование соци­
ального действия во времени, казавшимся после публикаций Шютца необходимым
дополнением веберовского подхода. Едва ли соответствовал интенциям Вебера так­
же абстрактно-аналитический подход к построению универсальной теории дейс­
твия у раннего Парсонса. Для Вебера образование социологической теории отож­
дествлялось прежде всего с разработкой учения о категориях.

2 Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft, GrundriB der verstehenden Soziologie'
§ 1; Вебер М. Избранные произведения С. 602-603.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 353

Субъективный смысл неразрывно связан с представлением о субъекте действия: это тот смысл, который вкладывает в дейс­твие сам индивид (не некий «метафизический» и не «объективно» имевший место безотносительно к намерениям индивида смысл)1. Вебер опускает понятие «смысл» с философских высот норматив­ной категории герменевтики в сферу повседневности для раскры­тия структуры социального действия, причинного объяснения социальных связей с учетом мотивов действующих индивидов. Субъективное измерение смысла действия развивается в смысло­вых перспективах ориентации на других.

Ориентация на других раскрывается с помощью понятий «ожидание» и «признание»2. В первом случае речь идет об ожида­нии определенных образцов поведения или о наличии у других та­ких ожиданий. Категория «признание» имеет решающее значение для понимания характерных процессов обобществления, ибо при­знание лежит в основе таких широко распространенных и важных действий, как использование денег, определенного языка в рамках сообщества, признание власти и т.д. Признание можно назвать «непринудительным принуждением», поскольку здесь речь идет об однонаправленных действиях различных субъектов без внешнего принуждения или явной договоренности между ними.

Идеальные типы рационального действия. Общее понятие соци­ального действия Вебер специфицирует с помощью четырех иде­альных типов рационального действия, при этом каждый модус рациональности можно рассматривать как разновидность осмыс­ленности социальных действий больших групп людей.

1 Он дистанцируется от содержательного или семантического раскрытия
понятия, как это имеет место в «правильном» толковании письменных текстов в
старой традиции философской и духовно-научной герменевтики или вариантов
толкования в теологической и юридической герменевтики, а также историко-
философских толкованиях и оценках с применением понятия «смысл норматив­
ного толка».

2 И в дальнейшем включение Вебером ожиданий в структуру социально­
го действия будет рассматриваться как решающий прорыв в соц. теории. Отсюда
будут двигаться Парсонс, Мид, Луман и Хабермас. В формулировке Вебера речь
идет о «положении дел..., когда действие, ориентированное на ожидание пове­
дения других лиц, в силу этого имеет эмпирически «значимый шанс видеть эти
ожидания исполненными, т.к. объективно существует вероятность того, что эти
Другие лица, несмотря на отсутствие договоренности на практике, будут рассмат­
ривать эти ожидания как осмысленно «значимые» для их поведения» (WeberM.
Soziologie, Wfeitgeschichtliche Analysen, Politik. S. 130).



История социологии


1) Целерациональное действие (позднее называлось также инструментальным) — это действие, структурированное в катего­риях цели и средства, когда внешние объекты и действия других людей выступают в качестве ориентиров. Ключевым здесь является модус целевой рациональности, характерный, например, для хо­зяйственной деятельности участников рынка.

2) Ценностно-рациональное действие основывается на вере в самодостаточную ценность самого действия и его смысла незави­симо от его успеха и является характерным модусом ориентации, например, религиозных или культовых действий.

3) Аффективное действие — это действие, направляемое аф­фектами и чувствами, не подчиненное какой-либо внешней цели, служащее скорее удовлетворению непосредственных побуждений и желаний; охватывает также религиозные аффекты (созерцание, экстаз, восхищение).

4) Традиционное действие (или действие по привычке) — это действие, ориентированное на традицию, обычай, предание, обряд. Смысл такого действия состоит в том, что действующие ставят себя в положение продолжателей социокультурной традиции.

Социальный порядок и легитимность. Дальнейшей понятийной спецификации категории социального действия служат понятия социального порядка и легитимности, относящиеся к большим со­циальным образованиям в рамках некоторого культурного сообще­ства. Первое понятие вошло в широко употребляемые в современ­ной социологии понятия социальной структуры или социальной организации. Понятие легитимности дало импульс дискуссии о мотивах подчинения власти, в ходе которой наряду с индивидуаль­ными мотивами подчиненных рассматривались надындивидуаль­ные основания — политические, конституционные, юридические, мировоззренческие, идеологические и т.п..

«Обобщинивание» и «обобществление» — понятийные типы, которые Вебер использует для характеристики становления раз­личных форм, социальных связей. «Обобщинивание» основыва­ется на субъективном восприятии людьми своего единства, своей принадлежности друг к другу (аффективное или традиционное действие). «Обобществление» основывается на мотивированном согласовании интересов (целерациональное или ценностно-ра­циональное действие). Так Вебер получает еще одну группировку типов действия по линии традиция—современность, что послу­жило основой разработки его представлений о процессах рацио-


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 355

нализации и бюрократизации, имело большое значение для даль­нейшего развития социологии. Современное общество, по Веберу, является плодом христианской европейской культуры. В основе его лежит модус целерациональности, наиболее ярко проявившийся в современном капитализме с его разрушительным воздействием на все традиционные связи. Здесь Вебер следует представлению об историческом развитии, имевшемуся уже у теоретиков эпохи Просвещения и связанному с идеей договорных отношений субъ­ектов хозяйственной деятельности.

Тезис рационализации. Согласно Веберу, современный капи­тализм, бюрократическое управление и научно-технический про­гресс равно («равно-первоначально») участвуют в продвижении долгого, охватывающего различные общественные формы, направ­ленного процесса, который он называет рационализацией. В опи­сании универсального исторического процесса рационализации находит выражение идея, позднее сформулированная в терминах «эволюция» и «модернизация». Описание включает историко-фи­лософские посылки и диагноз современности. Вебер описывает процесс в тезисной форме, что отражает его стремление уйти от историко-философских спекуляций: процесс рационализации надлежит еще подтвердить эмпирическим материалом социоло­гических исследований.

Вебер исходит из того, что универсальный исторический процесс рационализации находит окончательное развитие в сов­ременном капитализме. При этом он подчеркивает важную осо­бенность процесса рационализации: образец социальных отно­шений, характеризуемых тезисом рационализации, обнаружен только в современном капитализме и пока в истории человечес­кой культуры больше нигде в качестве структурно-определяюще­го противоречия процесса рационализации не встречался. Само явление — продукт случайного стечения обстоятельств: в одном месте встретились античная наука, получившая эксперименталь­ное развитие и внутренне связанная с техникой, рациональное римское право и рациональный способ хозяйствования, связан­ный с количественным измерением труда. Мировоззренческие предпосылки синтеза этих составляющих европейской культуры были созданы протестантизмом, в рамках которого экономичес­кий успех был возведен в религиозное призвание. В духе иллюзий молодой буржуазии Вебер связывает «дух капитализма» с пуритан­скими добродетелями, изображаемыми в качестве его источника, и не рассматривает специально вопрос о роли других предпосылок


356 История социологии

капиталистической рационализации (например, первоначального накопления).

По Веберу, традиционные общества отличаются от современ­ных тем, что в них нет господства формальной рациональности. Формальная рациональность хозяйствования определяется мерой технически для него возможного и действительно применяемого им расчета. Материальная рациональность, напротив, характери­зуется степенью, в какой снабжение определенной группы людей жизненными благами осуществляется путем экономически ори­ентированного социального действия с точки зрения определен­ных ценностных постулатов. По линии традиция—современность движение этих идеальных типов рациональности идет от преиму­щественно материальной рациональности (содержательные цели которой лежат вне экономики) к преимущественно формальной рациональности (целью которой оказывается сама рациональ­ность).

Формальная рациональность постепенно проникает во все поры жизни современных обществ. Вебер фиксирует этот процесс в социологии власти в тезисе «бюрократизации» и в социологии религии в тезисе «расколдовывания». Расколдовывание религиоз­ной картины мира и опредмечивание отношений господства яв­ляются для него свидетельствами направленности исторического процесса. Вопрос о построении научной теории этого процесса им не ставится. Вебер считает, что здесь наука выходит за рамки соци­ологического анализа и попадает в область философских оценок и спекуляций.