История социологии


сущности вещей, а весь процесс познания сводился лишь к опи­санию наблюдаемых явлений.

Огюст Конт возвестил о начале «новой» позитивной эры в ис­тории человечества в первой трети XIX в. С тех пор философская и социологическая концепции французского мыслителя неоднократ­но становились предметом рассмотрения многих отечественных и зарубежных авторов. Можно без преувеличения сказать, что вот уже более полутора веков не было ни одного ученого в области философии и социологии, который бы в своих произведениях не упомянул это имя.

Занимаясь построением собственной философской теории, Конт не затрагивал традиционных онтологических проблем. Это было связано с его отношением к традиционной философии и пониманием им предмета философской науки. Основоположник позитивизма противопоставил свою «позитивную» философию метафизике, относя к последней как материалистические, так и идеалистические учения. В основе данного противопоставления лежал тезис Конта о разнородности метафизики и науки. С ним был тесно связан другой его основополагающий принцип — прин­цип об однородности философии и специальных наук. Именно в нем видел Конт одну из главных отличительных черт «положитель­ной» философии, именно его выдвинул в качестве теоретической основы ее объективности1.

Создатель позитивизма не признавал за философией права на существование в качестве самостоятельной науки. По мнению Конта, «наука — сама себе философия» и не нуждается ни в какой специальной философии. Окружающие нас явления есть предмет исследования специальных наук. Предмет и метод философской науки не должны выходить за пределы последних.

Отняв у философии собственный предмет исследования, Конт отождествил ее с суммой философий отдельных наук. Он видел задачу философии только в одном: получая данные специальных наук согласовывать их друг с другом, чтобы «создать общую систе­му человеческих понятий». Намеченную задачу философии Конт решал путем создания классификации наук. Цель ее он видел в

1 Конт, однако, сохранил термин «философия» для обозначения своего учения. Это было связано с тем, что он не нашел для своей системы знания более подходящего термина. Конт назвал созданное им учение не просто «философи­ей», а «позитивной» или «положительной» философией, специально остановив­шись на характеристике понятия «положительный». (См.: Конт О. Дух позитив­ной философии. С. 34—35.)

 


СОЦИОЛОГИЯ ФРАНЦИИ 55

том, чтобы представить всю совокупность человеческого знания о мире в известной последовательности и раскрыть общие законы не только для отдельной области человеческого знания, но и для всего процесса познания.

В основу своей классификации наук Конт положил принцип однородности всех явлений. Он признавал специфический харак­тер каждой отдельной области исследования и, следовательно, не­сводимость отдельных наук друг к другу. Тем не менее именно в провозглашении идеи однородности явлений Конт видел возмож­ность построения классификации наук. Понятие «однородности» в системе Конта не подразумевало ничего сложного. Оно лишь безусловно признавало естественный характер всех явлений ок­ружающего мира, т.е. подчинение их естественным законам этого мира.

Конт расположил науки в созданной им классификации по принципу от простого к сложному. Так как явления, которые яв­ляются предметом исследования математики, мыслились осно­вателем позитивизма как наиболее простые и абстрактные, то он отвел ей первую ступеньку в своей ие'рархии наук; затем следовали астрономия, физика, химия, биология и, наконец, социология, т.е. наука об обществе. Сначала Конт называл науку об обществе «со­циальной физикой». Этим он вовсе не хотел сказать, что речь идет о применении к социальной жизни законов физики. Он лишь под­черкивал, что стремился создать науку, носящую столь же строгий характер, как и науки о природе.

Конт обращал внимание на то, что каждая последующая наука указанного иерархического ряда включает законы и методы пред­шествующей науки. Но в то же время это не означает, подчеркивал он, что ей не присущи собственные методы исследования и свои особые законы. Наоборот, замечал Конт, уже то обстоятельство, что каждая последующая наука обладает меньшей степенью абс­трактности и большей сложностью, позволяет заключить, что эта наука может раскрыть специфику явлений, находящихся в сфере ее исследования только с помощью своих особых законов1.

Итак, в классификацию наук Конта, наряду с основными ес­тественными науками, вошла и социология. Создатель позитивиз­ма поместил ее на вершину иерархической лестницы, и это было

1 При построении своей классификации наук Конт отобрал только те науки, которые занимаются исследованием явлений природы и общества, отде­лив их от наук, использующих полученное знание об этих явлениях в интересах практики.