История социологии


Августа, а Франция XVII в. — в абсолютистское государство не в силу изменений в технике производства, а в силу политических изменений, в силу эволюции политических классов этих стран. Моска делает важное теоретическое заключение: «Истина, следо­вательно, заключается в том, что факторы человеческой истории так сложны и взаимосвязаны между собой, что любая упрощающая доктрина, которая стремится определить, какой из факторов явля­ется главным, необходимо ведет к ошибке». Таким образом, Моска решительно поддержал довольно распространенную в социологии концепцию множественности факторов, определяющих развитие общества. Критика Моской материалистического понимания исто­рии содержала немало здравых элементов, но вместе с тем, очевид­но, итальянский мыслитель исходил из значительно огрубляющей суть дела интерпретации марксизма как концепции экономичес­кого детерминизма. По всей видимости, Моска смотрел на Маркса через очки А. Лориа или А. Лабриолы. Марксистскую концепцию классовой борьбы Моска считал не вполне адекватной концепции правящих классов и их циркуляции. Речь всегда идет, на его взгляд, о борьбе между политическим классом и стремящейся вытеснить его фракцией неорганизованного большинства, низших классов.