вить кафедру после своего ухода. Парето, предпочтя успешной карьере «капитана большого бизнеса» жизнь ученого и преподавателя, переселился в Швейцарию и преподавал в университете Лозанны политическую экономию с 1893 по 1906 г., а с 1897 по 1917 г. — социологию1. В 1906 г. Парето преподавал политическую экономию и социологию в университете Болоньи. Плодотворности научных занятий Парето способствовало то, что он в 1898 г. получил большое наследство после смерти дяди и благодаря этому стал независимым в финансовом отношении. Ученый купил виллу в городке Селиньи, на берегу Женевского озера, в 40 километрах от Лозанны2, где и смог полностью сосредоточиться на научных занятиях. В связи с этим Парето называл себя «отшельником из Селиньи». В 1907 г. он из-за больного сердца был вынужден отказаться от преподавания политической экономии, оставив за собой только курс социологии и написание социологических трудов.
Парето поздно начал академическую карьеру — в 45 лет, но быстро завоевал известность в научном мире. Славу Парето принес «Курс политической экономии» (1896-1897, написан на французском языке). Но это произведение не было чисто экономическим — главы «Общие принципы социальной эволюции» и «Социальная физиология» были посвящены социологической проблематике. Критике самых разнообразных социалистических и псевдосоциалистических учений — с античности и до конца XIX в. — были посвящены «Социалистические системы» (1902—1903, написаны на французском языке). Основным экономическим трудом Парето стал «Учебник политической экономии» (1906; он, как и его последующие произведения, был написан на итальянском языке).
1 Академическая карьера в Италии у Парето не сложилась — универси
тетская среда не приняла его, относясь к нему как к экстравагантному дилетан
ту, стоящему вне научных традиций и институтов (например, его кандидатуру
отклонил Флорентийский университет). Вероятно, имели значение и опреде
ленные вненаучные традиции итальянской академической среды того времени.
На них проливает свет его отказ от предложения возглавить кафедру полити
ческой экономии Римского университета, которое он получил, когда стал уже
известным в Европе ученым. Парето отказался от этого предложения по трем
причинам: а) в силу благодарности и признательности Лозаннскому универси
тету, б) дабы не составить конкуренцию своему другу М. Панталеони, в) пос
кольку считал звание профессора Лозаннского университета более почетным,
так как на его взгляд, в любом итальянском университете назначение на долж
ность производится во вторую или даже в последнюю очередь по научным осно
ваниям (Sensini G. Corrispondenza di Vilfredo Pareto. Padova, 1948. P. 76).
2 Владение было названо в честь фаворитов ученого — ангорских котов —
«Ангора».
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ
Парето двойственно относился к классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо: с одной стороны, он видел в них образец строгой научности, а с другой — критиковал классиков за попытки решить проблему сущности или субстанции экономических явлений, за сведение всех экономических явлений к труду и за игнорирование субъективной ценности товаров. Первоначально он позитивно относился к теории Л. Вальраса, однако впоследствии существенно скорректировал это отношение. Теоретическое расхождение с теорией Вальраса у Парето возникло из-за того, что, на его взгляд, в системе Вальраса значительную роль играли метафизические построения. Позже он утверждал: «Моя научная концепция является антиподом концепции Вальраса»1. Парето подчеркивал даже, что для него более близка теория А. Смита, чем концепция Вальраса. Водоразделом служило отношение к логико-экспериментальному методу: как полагал Парето, А. Смит был более научен, чем Л. Вальрас. Теорию прибавочной стоимости К. Маркса Парето рассматривал как ухудшенный вариант теории стоимости Д. Рикардо и называл «Капитал» «непомерно разросшимся аппендиксом» «Манифеста Коммунистической партии» (в «Социалистических системах» Парето утверждал, что «Капитал» неопределенен, темен и труден для восприятия, как и Библия).
Парето усовершенствовал систему общего экономического равновесия Вальраса, введя рассмотрение изменений состояний системы во времени. Кроме того, Парето депсихологизировал теорию маржинализма, освободив ее от гедонистического объяснения действий людей, для чего, в частности, использовал «кривые безразличия» Ф. Эджуорта. Основой анализа выступили факты выбора потребителя, фиксировался порядок предпочтений одного набора ценностей перед другим. Парето интенсивно разрабатывал математические методы в исследовании взаимосвязей экономических явлений, чем заложил основы современного экономико-математического моделирования. Как полагал Парето, все участники экономических процессов являются рациональными субъектами, преследующими свои интересы, стремящимися к максимизации прибыли. Он выдвинул критерий оптимального распределения ресурсов («оптимум Парето»), согласно которому наиболее приемлемый уровень благосостояния общества достигнут, если нельзя улучшить положение ни одного субъекта хозяйственной жизни, не ухудшая в то же время благосостояния хотя бы одного другого. «Оптимум Парето» стал в XX в. в развитых капиталистических
1 Sensini G. Corrispondenza di Vilfredo Pareto. P. 60.
422 История социологии
странах ориентиром для построения социальных рыночных экономик.
Плодом многолетних и напряженных усилий Парето по созданию социологической теории стал огромный — первое издание представляло собой двухтомник (около 1650 страниц, более 2600 параграфов) — «Трактат по общей социологии» (1916)1. Оно стало главным произведением его жизни: Парето трудился над ним два десятка лет. Позднее он подготовил уменьшенный и более удобный для восприятия вариант своей социологической теории, опубликованный в 1920 г. как «Компендиум по общей социологии» (насчитывал «всего лишь» около 500 страниц).
Примерно с 1900 г. у Парето начинает нарастать разочарование и скепсис по отношению к его прежним идеалам политического либерализма, или «гуманитаризма», т. е. либерально-прогрес-систского мировоззрения Европы Нового времени с его культом абстрактного, рационалистичного человека. Эти настроения нарастали у мыслителя вплоть до конца жизни. Пиком переоценки ценностей стал его сборник статей «Трансформации демократии» (1920), где он выразил свое резко критическое отношение к правящим кругам современного ему итальянского государства. Он оценил их как «демагогическую плутократию», погрязшую в коррупции и разложении и не способную на применение силы во имя поддержания порядка. Нельзя пройти мимо отнюдь не красящего образ Парето факта нарастания у него антинародных настроений: мыслитель выступал за более активное и жесткое применение силы по отношению к социальному движению народных низов. Неудивительно, что Парето с вниманием следил за движением Муссолини, считая его силой, способной предотвратить «анархию» в Италии. Социолог, наблюдая из Селиньи за событиями в Италии, увидел в них, как и в целом в событиях последних лет мировой войны и послевоенного периода, доказательство истинности своих социологических идей: «Победа фашизма блестяще подтверждает прогноз моей «Социологии» и многих моих статей»2.
Первой женой Парето была русская подданная Александра Бакунина, второй — француженка Жанна Режи. «Трактат по общей
1 Книга была завершена и начала печататься во Флоренции в 1912 г., но из-
за разных осложнений, в том числе из-за начавшейся мировой войны, вышла в
свет лишь четырьмя годами позже. Вскоре после выхода в свет на итальянском
языке в 1918—1919 гг. появилось французское издание, в подготовке которого
принимал активное участие и сам автор.
2 Fiorot D. II realismo politico di Vilfredo Pareto. Milano, 1969. P. 282.
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ 423
социологии» ученый посвятил своей второй жене1, которая много значила для мыслителя, хотя и не разделяла его интеллектуальных интересов.
Согласно характеристике видного итальянского историка социологии Н. Боббио, Парето обладал «умом, аналитичным до педантичности, любопытством к фактам (чему была подспорьем превосходная память) вплоть до слухов»2. Наряду с мощным, математического склада интеллектом, огромными познаниями в естественных науках, экономике и истории (особенно античной), целеустремленностью и трудолюбием, ученый отличался, как и, например, Шопенгауэр, пессимистическим мировоззрением. Ум Парето был саркастичней, ядовит, едок в духе Ювенала или Вольтера. Любимыми книгами итальянского ученого были сочинения Аристотеля, Макиавелли, П. Бейля, мемуары Бисмарка и наменитый «Молот ведьм». Образ жизни Парето, особенно в ста-ости, не был чужд экстравагантности и чудаковатости. Мыслитель вел дневник, где в форме эпиграмм и диалогов со своими люби-шми кошками он высказывал свои суждения о текущих событи-х или формулировал теоретические положения3. Парето умер 19 вгуста 1923 г. и похоронен на своей вилле.
1 Национальная идентификация Парето как личности и как ученого в свете
его сказанного не может быть однозначной. Итальянец по отцу и француз по
атери, родившийся и проведший детство в Париже, учившийся и работавший в 'талии, преподававший и занимавшийся наукой в Швейцарии, женатый на рус-кой, а потом на француженке, похороненный опять-таки в Швейцарии, но при ом патриот Италии.
2 ВоЬЫо N. Saggi dulla scienza politica in Italia. P. 53.
3 Б. Селигмен нарисовал красочный, но, очевидно, шаржированный порт-
т мыслителя в его поздние годы: «Престарелый Парето, отрастивший большую
роду и облаченный в ниспадающую мантию, проводил свои дни на вилле в
елиньи в окружении не менее двух десятков кошек. Подобно своим подопеч-ым, он был независим, по-кошачьи злобен и горд, если ему что-то не нрави-ось. Прирожденный бунтарь, он приветствовал всех, кто конфликтовал со сво-ми правительствами. Его воображаемые враги были повсюду: это и демократы,
пангерманцы, и женщины, воюющие против алкоголя, и жеманницы, и те из го окружения, кто пытался замалчивать его сочинения. Так он и жил в окру-ении кошек, разрабатывая свою теорию общественного устройства, и пытал-я внедрить в это устройство элементы кошачьего поведения. Жил, как арис-~крат, полный презрения к тому обществу, которое его породило» (Селигмен Б. сновные течения современной экономической мысли. М., 1968. С. 49). Ясно,
о это карикатура, хотя конечно же несущая некую долю истины. Последние исьма и статьи Парето говорят о ясности его мышления и рациональности его оступков.