Парето называли также «Марксом средних классов», «воскресшим Макиавелли», «Ницше социологии» и т.д.
Парето был довольно быстро признан как экономист. Видный немецкий исследователь его научного творчества Г. Айзерман, имея в виду первую экономическую работу выдающегося итальянца, отмечает: «Слава пришла к нему слишком поздно, если иметь в виду протяженность его жизни, и все же довольно рано, если исходить из времени начала его научной карьеры»1. Итальянский исследователь Дж. Бузино видит Вильфредо Парето в «пантеоне отцов современной экономической теории»2. Экономическое наследие итальянского ученого является довольно известным и признанным (с учетом споров вокруг закона распределения доходов).
А вот путь социологической теории Парето к признанию мировой научной общественностью был более сложным. В 20-е гг. содержание его «Трактата» было уже хорошо известно среди ученых, владевших французским или итальянским языком. Но всплеск интереса к социологическим идеям Парето произошел во второй половине 30-х гг., когда появилось первое издание его главного труда на английском языке под названием «Mind and society»3. Однако во время второй мировой войны и в первые годы после нее возникли серьезные политико-идеологические препятствия для ознакомления со взглядами Парето: творчество итальянского ученого было подвергнуто остракизму в связи подозрениями в симпатиях к фашизму. Лишь по прошествии некоторого времени после окончания войны к теоретическим взглядам Парето стали относиться более объективно, и теперь ученый заслуженно считается одним из классиков современной социологии.
Теория социального равновесия Парето и его теория общества оказали серьезное влияние на социологию XX в., прежде всего на методологию системного подхода к обществу и, в частности, на концепции структурно-функционального анализа. П. Сорокин и Т. Парсонс, испытавшие влияние итальянского мыслителя, квалифицировали Парето наряду с М. Вебером и Э. Дюркгеймом как наиболее выдающегося социолога начала XX в. Итальянский историк социологии Дж. Ла Ферла назвал Парето «Галилеем социальных наук, новым Макиавелли, создателем «Нового Органона» XX века, Марксом буржуазии»1. Но была и другая реакция на его
1 Eisermann G. Vilfredo Pareto. Ein Klassiker der Soziologie. Tubingen, 1987. S. 1.
2 Busino G. Gli studi su Vilfredo Pareto oggi. Dall'agiografia alia critica (1923-
1973). Roma, 1974. P. 269.
3 «Разум и общество».
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ 449
творчество. Известный итальянский философ Б. Кроче квалифицировал «Трактат по общей социологии» как «случай научной тератологии» (тератология — дисциплина, изучающая случаи патологических отклонений организмов от нормы), т.е. Кроче увидел в его теории всего лишь экспонат социологической Кунсткамеры. Французский социолог Р. Арон с подлинно французским остроумием охарактеризовал «Трактат по общей социологии» как «бесконечную деривацию»2.
Но все же ключевые социологические идеи Вильфредо Парето остаются недостаточно известными и освоенными мировой и отечественной социологией. Социологическую систему Парето зачастую сводят к его теории элит, т. е. всего лишь к одному, хотя и довольно важному, разделу его теории. Вспомнив мысль Гегеля из «Феноменологии духа», место Вильфредо Парето в мировой социальной науке следовало бы охарактеризовать так: известный, но непознанный классик. Существо научных воззрений Парето — теория осадков и дериваций, теория динамичного социального равновесия — зачастую игнорируется и недооценивается, что, конечно, отчасти обусловлено ее вышеуказанными внутренними недостатками и несовершенством формы. Фундаментальной социальной теории XXI в. еще предстоит переосмыслить и критически усвоить идеи итальянского мыслителя Вильфредо Парето.