идее заключен политический смысл всех социальных построений французского философа.
Конт весьма осторожно относится к различным практическим преобразованиям в обществе. В связи с этим он считает, что теоретическая деятельность по осмыслению общественных процессов должна предшествовать практическому применению социальных идей1.
В учении Конта можно встретить немало интересных идей. К сожалению, свое видение многих из них он не раскрывает со всей полнотой и убедительностью. Особенно это относится к той области его творчества, где затрагиваются важные вопросы научного познания. Один из исследователей научного наследия французского философа, Северин Смоликовский, замечает, «это удивляет нас тем более, что свою доктрину Конт называет «позитивной» философией, то есть не допускающей ничего недосказанного и не принимающей ничего на веру»2.
Оценивая позитивистскую концепцию Конта в целом, можно утверждать, что поставленные им задачи отражали, во-первых, остроту нерешенных проблем науки, а во-вторых, невысокий уровень научного знания об обществе. Впрочем, такую оценку можно дать практически любому мыслителю прошлого, если иметь в виду, что наука, не имея возможности обладать абсолютной истиной, всегда будет стремиться к решению очередных проблем и всегда будет иметь дело с недостаточно полным знанием о социальном.
В чем можно было бы упрекнуть Конта сегодня? В своих творческих исканиях Конт не выходил за рамки рационализма. С одной стороны, это было определенным умственным завоеванием по сравнению со средневековой схоластикой. Но с другой стороны, Конт, отбросив метафизику и сосредоточившись исключительно на том, что может быть понято, создал «ограниченную, неизменную и сухую систему позитивизма». Многие взгляды французского философа носили спекулятивный характер, большинство явлений социальной действительности он объяснял, исходя из априорных принципов. Конкретные факты истории интересовали Конта не в качестве материала, анализ которого приводил бы к научным заключениям, а лишь как иллюстрация к заранее надуманным идеям.
1 Именно отстаивание этого принципа послужило одной из внутренних
причин разрыва его с Сен-Симоном, который постоянно настаивал на немедлен
ном внедрении в практику социальных идей.
2 ComteA. Cours de philosophie positive. Т. IV. P. 252.
социология франции 77
Подход Конта к рассмотрению общества и его истории привел к тому, что ему удалось создать социологию.
В свое время английский единомышленник французского социолога Дж. Ст. Милль, пытаясь определить объем «здоровой» части философских и социологических идей родоначальника позитивизма, пришел к выводу, что последний «овладел только половиной истин»1. Тем не менее система взглядов Конта, глубина идей, социальная направленность теоретических построений и социальный оптимизм его произведений сыграли во всемирном процессе познания историческую роль.