ределяется то, что можно назвать «социологичностью мышления», противостоящего редукционизму, угрозе растворения социологии в психологии, биологии, спиритуалистской философии или утали-таристской этике. Этим определяется также понимание того, что социология должна строиться на прочном эмпирическом и рациональном фундаменте.
С понятием «рационализм» Дюркгейм связывает свое понимание возможностей и предназначения социологии как науки: «наше главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм»1. В понятии «рационализм» раскрываются те базовые философские принципы, на которых строится общая социология у Дюркгейма, прежде всего — понимание человеческой природы. Дюркгейм опирается на рационалистическую традицию, столь сильную во Франции, начиная с Декарта. Наука строится на рациональных принципах, позволяющих постичь истину, преодолевая расхожие мнения и предрассудки. Наука сочетает описание эмпирических данных с их рациональным объяснением, которое возможно потому, что принципы детерминизма и закономерности распространяются и на социальные явления. Эти идеи Дюркгейм почерпнул у Монтескье. Дюркгейма вдохновляла задача создания социальной науки, поставленная Сен-Симоном и Контом. «Рационализм», как его понимает Дюркгейм, признает зависимость общественной эволюции от объективных условий. Однако позиция Дюркгейма отличается от материалистической. Он исходит из того, что коллективное сознание, «растворенное» в обществе, имеет самостоятельное существование. И все же социальные явления, не будучи материальными, представляют собой реальные «вещи», допускающие научное исследование. В то же время Дюркгеймово понимание общества решительно противостоит своим объективизмом тому, что он называл «спиритуализмом», в более общем плане — «доктрине, видящей в социальных фактах продукт умственных комбинаций»2, привычке представлять социальную жизнь как логическое развитие идеальных концепций, игнорируя зависимость общественного развития от объективных условий.
1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. С. 25.
2 Там же. С. 24-25.
социология франции 89