Предназначение социологии заключается в том, чтобы всем
стало понятно, что общество и его институты имеют постоянный,
устойчивый способ существования и свою особую природу, не
зависящую от индивидуального произвола, потому что они воз
никают из необходимых отношений. Социология — противоядие
против революционного прожектерства, социального утопизма,
против всякой иллюзии всемогущества человека по отношению
к социальному миру, который в один момент может быть «разру
шен до основания» и построен целиком заново в соответствии с
тем или иным идеалом. «Наш метод не заключает в себе ничего
революционного. В известном смысле он даже консервативен, так
как признает, что природа социальных фактов, как бы гибка и по
датлива она ни была, не может, однако, произвольно подвергаться
изменениям. Насколько опаснее доктрина, видящая в социальных
фактах продукт умственных комбинаций, который в один момент
может быть разрушен до основания простым диалектическим при
емом»1. *
Человеку неприятно отказываться от неограниченной власти над социальным строем, которую он себе так долго приписывал. Однако исторический опыт учит, убежден Дюркгейм, что это всемогущество иллюзорно и на самом деле всегда было причиной его реальной слабости воздействовать в нужном направлении на социальное развитие. Реальная власть человека над вещами на самом деле начинается только с того момента, когда он признает, что они обладают своей собственной природой. Первый шаг к овладению ими заключается в том, чтобы признать это и заняться познанием того, что вещи собой представляют. «То, что назвали нашим позитивизмом, есть лишь следствие этого рационализма. Пытаться выйти за пределы фактов с целью объяснить их или управлять ими, можно лишь в той мере, в какой их считают иррациональными. Но если они вполне понятны, то их достаточно как Для науки, так и для практики; для науки — потому что тогда нет основания искать вне их причины их существования; для практики — потому что их полезность является одной из этих причин. Нам представляется, таким образом, что особенно в наше время возрождающегося мистицизма подобное предприятие может и Должно быть принято спокойно и даже с симпатией всеми теми,
1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. С. 24—25.