История социологии


тивная душа» толпы1. Этим же законом детерминируется обрете­ние людьми новых качеств и свойств, посредством превращения индивида в толпе в некий безвольный автомат с подавленными рациональными началами, присущими отдельной человеческой личности. Утрата же личностных свойств индивида и индивиду­альных черт личности ведет к превращению человека в ирраци­ональное, импульсивное существо, стремящееся к немедленной некритической реализации внушенных ему идей2.

Согласно концепции Лебона, разнообразные виды толпы в конечном счете могут быть сведены к двум основным типам: «раз­нородной толпе» (уличные группы, парламентские собрания и т.д.) и «однородной толпе» (секты, касты и классы). Однако в социо­логии самого Лебона эта классификация не обладала принципи­альным значением, поскольку его преимущественно интересовали общие признаки и характеристики, присущие любой толпе.

Значительное внимание в социологии и антропологии Лебона уделялось проблеме человеческих рас. В общих чертах выводы Лебона в этой области свелись к утверждению наличия очень больших анатомических и столь же значительных психологичес­ких различий между расами, в силу которых слияние рас даже в отдаленной исторической перспективе невозможно. Эти взгляды повлияли на исторически недостоверную трактовку Лебоном раз­ных религиозных и династических войн как войн по сути расовых3. Консервативность взглядов Лебона по ряду проблем проявилась и в его отношении к идеям социального равенства. Утверждая изна­чальное неравенство людей, в силу действия закона «неравенства индивидов и полов у высших рас», Лебон настаивал на том, что по мере развития цивилизации неравенство между людьми будет неизбежно возрастать4.

Существенную часть социологического творчества Лебона со­ставила его борьба против социализма, который трактовался им как общество, состоящее из толп не приспособленных к жизни людей и дегенератов, управляемых бессовестными недоучками и доктринерами5. В связи с идеологией и теорией социализма Лебон всячески пропагандировал свою концепцию толпы как «последне­го средства», имеющегося «в руках государственного человека, не

1 См.: Лебон Г. Психология народов и масс. С. 165.

2 См. там же. С. 170.

3 См.: Зомбарт В. Социология: Хрестоматия. С. 68.

4 См.: Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1908. С. 390.

5 См.: Зомбарт В. Социология: Хрестоматия. С. 285.


социология франции 129

для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли над собой»1.

Социология Лебона в общем отразила некоторые типичные теоретические, мировоззренческие и методологические просчеты консервативных версий социологического теоретизирования его времени2. И тем не менее именно Лебон сформулировал основные идеи «психологии масс», получившие значительное распростра­нение в современной социологии. В целом, несмотря на опреде­ленную недостоверность некоторых выводов Г. Лебона, его учение оказало некоторое влияние на самоопределение и эволюцию со­циологии и социальной психологии и послужило существенным импульсом развития психологической социологии.