Монастыри и монашество в Великороссии XIV - XVI вв. Сергий Радонежский.

Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители принадлежали к ростовским боярам. Сначала обучение его грамоте шло неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Свящ. Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в гор. Радонеже (54 вер. от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, С. принял в 1337 г. иночество. Года через два к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом {первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться от крестьян до князей; многие селились по соседству, жертвовали имущество. Пустынь обратилась в богатый монастырь. Патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту и совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий отказался. Часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1452 г. он был причислен к лику святых. Умножение у нас святых обителей в монгольский период можно считать прямым следствием естественного хода и дальнейшего развития у нас религиозной христианской жизни.

Всего менее сведений о монастырях Югo-Западной России, которая позднее вошла в состав Литовского государства. В Киеве, Чернигове, Переяславле и местах, подвергшихся нашествию монголов, монастыри были разорены и опустошены. Но чрез шесть лет после разорения Киева татарами Даниил, князь галицкий, путешествуя к Батыю, заехал в Киево-Выдубицкий монастырь, нашел в нем игумена и братию и просил их отслужить для него напутственное молебствие. В 1274 г. архимандрит Киево-Печерского монастыря Серапион произведен во епископа Владимирского, значит, и эта знаменитая обитель продолжала существовать, хотя главный храм оставался в развалинах, и иноки жили не в обители, а вокруг ее по дебрям и лесам, в уединенных пещерах и тайно сходились в уцелевший придел церкви для совершения богослужения. С 1320 г., Киев перешел под власть литовских князей, которые начали управлять им чрез своих наместников, исповедовавших православную веру, участь города и Печерского монастыря улучшились. Уважение литовских князей к этой обители выражалось тем, что некоторые, исповедовавших православие, избирали ее местом своего погребения. А другие здесь составляли свои духовные завещания, желая придать им большую силу. В 1399 г. монгольский хан Тимур-Кутлук, подступив с войском к Киеву, взял с него окуп 3000 рублей, а с Печерского монастыря особо 30 рублей серебром. Через 17 лет другой хан, Едигей, опустошив посады Киева, выжег и Печерскую обитель. В начале XV в. существовал и Киево-Пустынный Николаевский монастырь, неизвестно когда восстановленный.

Во Владимиро-Галицком княжестве, которое процвело при великом князе Данииле Романовиче и его преемниках, возникли новые обители. В первый раз упоминаются: в 1262 г. монастырь Полонинский в городе Полонном (между Владимиром и Луцком); 1268 г.- монастырь святого Даниила в Угровеске и другие.

Собственно в Литве и Западной Руси, входившей в состав Литовского государства, известны одиннадцать монастырей, которые почти все были устроены или поддерживаемы литовскими князьями. Древнейший - это монастырь Лаврашев, основанный в 1262 г. литовским князем Воишелгом близ Новгородка. В Вильне - два монастыря: Троицкий и Рождественский. В Витебске - два монастыря: Богородицкий и существовавший в Добее. В Полоцке - пять монастырей.

В Восточной России татары опустошили в 1237 г. города Рязань, Москву, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Тверь, Муром и многие другие. Везде они опустошили и монастыри. То же самое повторялось несколько раз впоследствии. Но монастыри сохранялись.

Во Владимирской земле упоминаются в XIII в. монастыри: Рождественский, в котором погребено (1263) тело святого Александра Невского; Успенский женский, Константино-Еленинский. Первые два основаны в прежнее время, имя последнего встречается в первый раз. В Суздале из прежних монастырей продолжали существовать Ризположенский женский, пощаженный монголами, и Борисоглебский Кидекоцкий. Вновь устроен монастырь Александровский женский, благоверным князем Александром Ярославичем Невским. В том же столетии мы видим четыре монастыря в Ростове.

Во второй, более легкий период ига, когда достоинство великого князя перешло в Москву и она стала постоянным местопребыванием и Русских митрополитов, число обителей начало быстро возрастать в средней полосе России, особенно в Москве и ее окрестностях.

Сам Иоанн Данилович, едва сделавшись великим князем русским (1328), отправлял посольство к митрополиту Феогносту, чтобы испросить благословение на создание Спасского монастыря в Москве. Князь назначил место для обители на собственном великокняжеском дворе. Через год каменная церковь во имя Спаса-Преображения окончена, монастырь сооружен и в него была переведена архимандрития из Данилова московского монастыря. В первой половине 1330-х гг. создается Троице-Сергиев монастырь Сергия Радонежского. При его участии был заложен ряд монастырей: в Ростовской земле два пустынножителя, Феодор и Павел с благословения Сергия и в месте, им указанном, строят монастырь Борисоглебский, в 15 верстах от Ростова; около Нижнего Новгорода - Георгиевская пустынь на реке Клязьме и ряд других.

Появились тогда и многие другие монастыри в Руси Восточной: в Москве около 10 (Петровский; Чудов и др.): в Твери около 16; В Суздале 2; в Ростове 3; в Костроме 10 (в т.ч. Ипатьевский монастырь)тВсе эти монастыри были первоначально деревянные.

В Новгородской других северных областей не коснулась буря монгольская. А потому она не имела никакого влияния и на состояние здешних обителей. В самом Новгороде, который и прежде превосходил все русские города числом своих монастырей, число это еще более теперь увеличилось. Летописи упоминают о прежних монастырях (Юрьевском, Антониевом и др.), но чаще говорят о монастырях новых (более 7). Кроме архипастырей устрояли монастыри и другие лица, преимущественно монашествующие. Довольно монастырей построено вообще новгородцами или людьми неизвестными. Некоторые из этих монастырей находились в самом Новгороде, на Софийской или на Торговой стороне, другие - в окрестностях Новгорода. Еще некоторые монастыри основаны в значительных расстояниях от Новгорода. Когда в 1386 г. великий князь Димитрий Донской приближался с своими войсками к Новгороду и новгородцы собрались защищаться, они сами сожгли вокруг города 24 монастыря. А в 1419 г. во время сильного наводнения, случившегося в Новгороде, затоплены были 19 монастырей. В Пскове и его окрестностях возникло несравненно менее обителей. Кроме Спасского на Мироже, который основан еще епископом Нифонтом Новгородским, упоминается только 12 новых монастырей. Основывались монастыри и в других местах русского севера: в Старой Руссе: Спасо-Преображенский, Валаамский на острове Валаам, Коневский Рождественский на острове Коневце и др.

Всего насчитывается более 180 монастырей, вновь возникших или восстановленных в два столетия монгольского владычества над Россиею кроме тех, которые продолжали существовать от прежнего времени. Но, как велико было число братий в каждом из этих монастырей - неизвестно. В известных монастырях могло быть до 300 иноков.

Монастыри различались по зависимости от высших властей, по значению настоятелей, по взаимному отношению друг к другу, по внутреннему устройству. Все русские монастыри находились в зависимости от епархиальных архиереев. Но один монастырь, именно московский Симонов, еще при первом своем настоятеле Феодоре, взят был в непосредственное ведение Константинопольского патриарха и назывался патриаршею ставропигиею. Еще некоторые монастыри, преимущественно из основанных князьями, состояли в непосредственной зависимости от князейи. Были монастыри, принадлежавшие непосредственно митрополитам, исключительно от них зависевшие. Монастыри управлялись одни игуменами, другие архимандритами. Число последних значительно возросло.. В Новгороде, несмотря на умножение монастырей, оставался один архимандрит юрьевский. В Пскове постоянно упоминаются только игумены. Настоятели Киево-Печерской лавры именовались то игуменами, то архимандритами. В числе монастырей большая часть были самостоятельные, не зависевшие от других монастырей, и были несамостоятельные, приписные к другим. К Троицкой Сергиевой лавре приписано 2 монастыря. Между женскими монастырями не встречаем подобного подчинения, но были приписные к мужским, составлявшие с ними две половины одного монастыря под управлением одних настоятелей.

По внутреннему устройству монастыри наши разделялись на общежительные и необщежительные (большинство). В них каждый сам заботился о себе, и своей келье, и о пище, и об одежде; особо держал правило в своей келье и в ней же трапезовал. Но самые замечательные как мужские, так и женские монастыри того времени были общежительные (Троице-Сергиев, Кирилло-Белоезерский). Был ли для какой-либо обители составлен свой особый письменный устав - сведений не сохранилось.

В некоторых даже из лучших монастырей случались по временам беспорядки и пренебрежение к монастырским уставам. Например, в Симоновом после двух первых настоятелей, Феодора и Кирилла, были архимандриты, которые нарушали обычаи и предания этих святых подвижников и не заботились о благочинии, несмотря на все ревностные обличения со стороны благочестивых старцев, живших еще в обители.

Из особенных путей подвижнической жизни некоторые избирали юродство Христа ради и столпничество.

До XV в Москве насчитывалось до 15 монастырей (в т.ч. Симонов, Алексеевский), теперь появляется еще 16. В XVI впервые упоминаются 9. Но самые замечательные обители Руси Восточной создавались в трех незначительных городах около Москвы: Боровске, Волоколамске и Переяславле Залесском, из которых только второй несколько времени не находился в епархии митрополита.

Основателем обители в Боровске был преподобный Пафнутий, в крещении Парфений, ушел в монастырь в 20 лет., свой монастырь организовал около 1448. Основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф, основал свою обитель в 1479 г. и ввел в нее общежительный устав. В монастырских работах должны были участвовать все братия одинаково, без всякого различия, был ли кто прежде нищим или богачом, рабом или вельможею. Волоколамский монастырь процветал и после его смерти и занимал одно из первых мест в числе монастырей русских. Даниил Переяславский в Переяславле Залесском основал ( 1508 г. монастырь, который по имени его назван впоследствии Даниловым; устав общежительный. Средства обители преподобный употреблял и на пособия мирянам, и однажды во время голода он пропитал всех приходивших к обители в продолжение восьми месяцев.

В Астрахани знаем только один монастырь - Троицкий.

В северной полосе России находились только две епархии: Новгородская и Вологодско-Пермская. В этих епархиях больше обителей, чем в восьми епархиях Московской митрополии. На севере было больше мест безлюдных и пустынных, больше простора и удобства для развития строго монашеской жизни, нежели в средней полосе России. В глубь севера влекла иноков святая ревность просветить словом Евангелия зырян, корелов, жителей Лапландии. В Новгороде монастыри (пусть и немногочисленные) можно учитывать по пятинам, в некоторых их насчитывалось несколько десятков (Онежская пятина и др.).

В самом Пскове в продолжение настоящего периода упоминаются до 14 новых монастырей (8 мужских).

В Беломорском крае первое место занимала обитель Соловецкая. Основание ей положили еще к концу прошлого периода (1429 - 1436) два святых старца - Герман и Савватий. Истинным создателем ее должно признать преподобного Зосиму.

В XVI столетии появилось в той же стране шесть обителей.

Края Вологодский и Пермский, которые с 1492 г. составили одну епархию ранее имели до 20 обителей; теперь их появилось более.

Некоторые из монастырей вызваны к бытию сознанием их потребности и пользы для известного края и местности. Другие монастыри воздвигнуты в благодарность Богу за Его милости, иногда по обету, и в память явления чудотворных икон (великий князь Василий Иоаннович основал Новодевичий монастырь по взятии Смоленска). Довольно монастырей было основано благочестивыми иноками единственно по чувству благочестия, по ревностному желанию найти себе и дать другим надежный приют для строгой монашеской жизни и подвигов. Но самая большая часть обителей основана едва ли не потому, что устроять их было легко, едва ли не по одному увлечению основателей примером других, не по одному господствовавшему направлению в монашеском мире.

Много у нас числилось монастырей, но что это были за монастыри? В большей части из них жило 3-10 иноков; таких, в которых число братий простиралось от 20 до 50, мы можем указать едва десять. Таких же, где число это восходило выше 50, известно еще менее (максимум - . в Троице-Сергиевой лавре в 1-й четверти XVI в. 300 иноков, а под конец настоящего периода до 700, кроме слуг).

Общежитие мало прививалось в наших монастырях. Когда преподобный Иосиф Волоколамский (в 1478 г.) обходил эти монастыри, то заметил, что даже лучшие из них, основанные преподобным Сергием Радонежским и его учениками на правилах общежительных, уже клонились "к лаврскому обычаю", т. е. обычаю, по которому каждый инок живет особо, сам собою. Уставы общежития, существовавшие в тогдашних наших монастырях (а таких уставов дошло до нас пять), все сходны между собою в общих чертах. Они говорят о поведении иноков в церкви, трапезе, в кельях, на послушаниях, об одежде иноков, их отношении к игумену, суде над ними и подобное. Все уставы общежития занимаются непосредственно внешнею деятельностию и поведением иночествующего братства и стараются определить ее с большею или меньшею подробностию. Но они определяют и направляют эту деятельность так, чтобы способствовать вместе и внутреннему усовершенствованию иноков. Другое представляют нам монастыри необщежительные, какими были большая часть монастырей и пустынь, называвшихся нередко по малолюдности монастырьками и пустыньками. Там каждый инок должен был помышлять прежде всего о житейском: о пище для себя, об одежде, иногда даже о келье и о других вещах и неизбежно должен был иметь частые сношения с миром в ущерб своим духовным занятиям.

Нил Сорский желал насадить и утвердить в России особый вид монашеского жития, издавна процветавший на Афоне и известный под именем жития скитского. Святые отцы разделяли монашеское житие на три вида: первый вид - когда многие иноки живут и подвизаются вместе; второй вид - отшельничество, когда подвизается один инок в уединении; третий вид - скитничество, когда инок живет и подвизается с двумя или тремя братами при общей пище и одежде, при общем труде и рукоделии. По внешнему устройству скит Нилов не отличался от прочих монастырей, у нас существовавших. Он имел сходство и с монастырями нашими необщежительными. Но отличался Нилов скит от всех других обителей по внутреннему направлению, по умному деланию, которое должно было составлять главнейший предмет забот и усилий для всех скитников. Это умное делание преподобный Нил изучил в писаниях древних подвижников, наблюдал в образцах на святой горе Афонской и в Греции, изведал сам на собственном опыте и старался изобразить для себя и для других в своем уставе ".

Много монастырей мужеских, менее женских, но были монастыри мужеско-женские, а равно и такие женские, которыеуправлялись игуменами.

Обычай князей иметь свои, княжеские, монастыри сохранился и теперь.

Нравственная сторона наших тогдашних обителей и иноков представляет немало недостатков. Более всего бросавшийся в глаза недостаток состоял в скитальничестве, или бродяжничестве, иноков. Были случаи, когда в монастыре жили игумен, 2-3 чернеца; да тут же в монастыре живут миряне с женами и детьми. Еще более жаловался царь на нетрезвость. В некоторых монастырях для настоятелей и даже соборных старцев готовилась особая, лучшая пища