Миссионерская деятельность Русской Церкви в XIV - XV вв. Стефан Пермский.

 

Стефан Пермский (1340-1396) занимает особое место среди русских святых, означая новые, быть может не вполне раскрытые возможности в русском православии. Он был миссионером, отдавшим свою жизнь на обращение языческого народа к Христианству. Он опровергает мнение, будто миссионерская деятельность неинтересной для православного человека. Стефан родом из Великого Устюга (Двинская земля), который из Новгородской колонии превращался в зависимую от Москвы территорию. Идея евангельской проповеди относится к отроческим годам Стефана. Он был сыном сельского дьячка. Сопровождая отца во храм, он выучился церковному пению и уставу, а так же грамоте за год. После того он сосредоточил свое внимание на языке зырянском, на котором говорило местное население. Еще в раннем детстве св. Прокопий юродивый предсказывал ему, что он будет просветителем пермяцкого народа. Под влиянием этого предсказания он переселился в Ростов и поступил в монастырь св. Григория Богослова, чтобы приготовиться к прохождению миссионерского служения. Это было время просветительной деятельности Сергия Радонежского, который скоро сделался другом Стефана. Мысль молодого аскета послужить миссионерскими трудами для Перми была всеми одобрена. Чтобы пользоваться Свящ. Писанием и творениями отцов церкви, Стефан изучил греческий язык; но он скоро понял, что успех проповеди среди зырян не будет обеспечен если он не будет знать зырянского языка. Скоро он овладел этим языком настолько, что приступил к переводу на него богослужения православной церкви. Для составления зырянской азбуки он воспользовался денежными значками зырян, которые они вырезывали на тонких четырехугольных палочках (пасы). Посетив Устюг, Стефан убедился в способности зырян усваивать новые понятия и правила жизни на их собственном языке. Он нашел себе помощников, и весь край скоро огласился словом нового учения. Стефан отправился в Москву, где получил благословение митрополита Алексия и был поставлен в пресвитеры. Вел. кн. Димитрий дал ему охранную грамоту. В 1379 г. Стефан направился в Пермь и уже не воротился в Ростов. По Северной Двине и Вычегде Стефан достиг Котласа и начал проповедовать христианское учение. Его встретили враждебно: наметали костер дров, его окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженною лучиною. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили дикарей, и они сами стали просить его проповедовать им. Везде, где бывал Стефан, он строил церкви и часовни, уничтожая языческие кумирни. Проповедь в Гале и в Усть-Выме, где им уничтожена обоготворяемая береза, грозила ему смертью, но здесь была сооружена первая в крае церковь. В 1383 г. сделан епископом края, им облагодетельствованного.