Русская Церковь в Смутное время.

Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение тер­рора. Он возвел на цар­ство Федора Ивановича, а затем, полагая царицу Ирину, сестру Годунова, бесплодной и поддерживая Шуйских против Годунова, пы­тался уговорить царя развестись с женой, чтобы дать России на­следника. Годунов развернул гонения на Шуйских. Дионисий засту­пился, обличил Годунова в тирании и требовал у царя его смеще­ния, но Годунов оказался ему не по зубам, и Дионисий был сверг­нут в 1587 г., заменен ставленником Годунова Новом, который ста­нет и первым русским патриархом. Ни­когда до того авторитет владык не был так принижен на Руси, как в эти три последние десятилетия XVI века, когда они фактически превратились во временщиков сначала царя, а потом во временщи­ков временщика.

Только в Смутное время, когда Церковь воз­главит борьбу за независимость, ее авторитет взойдет на до­лжную высоту.

Самым важным церковным событием царствования Федора и правления Годунова было учреждение русского патриар­шества. В 1588 г. в Москву за милостыней на свою разоренную тур­ками патриархию прибыл патриарх Вселенский Иеремия II. Встре­ченный с большим почетом, патриарх был фактически помещен под домашний арест - ему было дано знать, что не видать ему своей резиденции, пока он не утвердит в России патриаршества. Иере­мия предложил: он просто переселится в Москву, как бы сделав ее временной резиденцией Вселенского престола. В таком случае уч­редить его резиденцию полагали лишь во Владимире, а не в Моск­ве. На это Иеремия возразил, что патриарх до­лжен быть рядом с царем. В конце концов, в 1589 г. он согласился возвести правящего митрополита Иова в патриарха Московского и веся Руси. Позднее это было утверждено грамотой всех восточ­ных патриархов, по которой Москва заняла пятое место по стар­шинству, сразу после восточных патриархов; и с этим сми­рилась, хотя по численности паствы и значению в правос­лавном мире ей подобало бы первое место,

Но от возвышения статуса Русской Церкви в пат­риархию внутреннее положение ее крепче не стало. Иов был став­ленником Годуновых. Как только Годунов умер, а его сын был убит, в Москву вошел Самозванец. Иов отказавшийся признать Са­мозванца Дмитрием, встретить его подобающим образом, а тем бо­лее - короновать, был смещен и отправлен в монастырь. Все остальные русские архиереи покорно подчинились Лжедмитрию. Самозванец вызвал из монастырского заключения и возвел в мит­рополита Филарета, в миру Федора Никитича Романова, племян­ника царицы Анастасии Романовны, который был насильно пос­трижен Годуновым за участие в заговоре против него. По выбору Лжедмитрия на патриарший стол Собором архиереев был возве­ден грек Игнатий, архиепископ Рязанский. Тот был согнан с престола после свержения Самозванца в 1606 г., и на его место возведен ставленник нового царя - Василия Шуйского -митрополит Казанский Гермоген. Это ученик и преемник Казанского архиепис­копа-миссионера Германа. Гермоген стал первымКазанским митрополитом после установления патриаршества в России в 1589 г. Патриаршество Гермогена падает на 1606-1612 гг. -самый раз­гар Смутного времени, национального распада и разброда. Патри­арх рассылает по епархиям письма - призывы к национальному единству, стоянию за веру. противостоянию иноплеменным заво­евателям Не прекращает он этой деятельности и после захвата Москвы поляками, за что польские власти сажают его в кремлевс­кую подземную темницу. Оттуда он продолжает рассылать патрио­тические воззвания к национальному восстанию. В темнице он умирает от голода в 1612 г.. почти накануне освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского.