Западничество в среде славянофилов.

Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневался. И в Западе все они видели «страну святых чудес». Самым «западным» среди старших славянофилов был Иван Киреевский (1806-1856). Так выразительно было уже само название его первого журнала — «Европеец». Он подчеркивал, что начала русской образованности высшая ступень западных, а не принципиально иные, мечтал, чтобы западное просвещение доразвилось до Православного уровня.

Отец Киреевских филантроп, был убежденным масоном, занимался химией как «божественной наукой», пригласил Лопухина в крестные отцы к Ивану. Брошюру Лопухина о «внутренней Церкви» крестник получил в самые юные. Мать имела прочные масонские и пиетические связи, увлекалась французской литературой. Отчим Киреевских, А. А. Елагин, был знатоком и почитателем немецкой философии. В период юношеского шеллингизма, Ив. Киреевский оставался чужд христианского мировоззрения. К вере и в Церковь он пришел уже после женитьбы, под влиянием жены и особенно ее духовника, о. Филарета. Позже присоединяется и влияние старца Макария Оптинского. Однако, религия оставалась для него только романтическим и философским постулатом или символом. Киреевский под влиянием жены приучился читать отеческие книги, находя там то, чем он восхищался у Шеллинга. Киреевский догадывается, что России суждено стать сердцем Европы в ближайшую эпоху. В этих патетических предчувствиях все неясно. Схема построена без учета реальности Церкви. И русское своеобразие Киреевский усматривает в отрицательном признаке, поскольку она была мало знакома с классическим миром. В «классицизме» Киреевский видит начало западного рационализма, засилия «чистого, голого разума, выше себя и вне себя ничего непризнающего». Смысл западной неправды для Киреевского откроется в торжестве формального разума над верой. И весь смысл русского своеобразия увидит он именно в предании. Киреевский не придавал решительного значения природным или врожденным свойствам народа. Ценность русской истории и русского народного склада определялись для него высшим «началом» Православной истины, — цельности и разумности. Свои богословские и философские занятия он подчинил суду старца Макария Оптинского. Путь Киреевского - путь подвига.