Философский подъем тридцатых и сороковых годов.

Философское движение распространяется из Московского уни­верситета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в познании, конструктивную необходимость умозрения. У слушателей он возбуждал охоту и рвение к мышлению. Распространялось философское возбуждение от профессорских кафедр. Но принялись философские идеи в своеобразных «кружках», в которые собирается университетская молодежь. Это не были собрания единомышленников, здесь спорили со страстью. Первым по времени было «Общество любомудрия», основанное в 1823 (Веневитинов, кн. В. Ф. Одоевский, Ив. Киреевский, Кошелев). Во внешнем кругу к «любомудрам» примыкают Шевырев, Погодин, Кюхельбекер, поэтический кружок Раича. С середины сороковых годов начинается полоса гегелизма. В сороковых годах определяется различие «западников» и «славянофилов». Романтика и «идеализм» открываются в своей двусмысленности. Стояние на перекрестке не может быть долгим, выбор пути неизбежен. В 30-х «западники» и «славянофилы» заняты религиозно-нравственной проблематикой. И социалистический замысел в то время неразрывно связан с христианской идеологией. То было искание целостного мировоззрения. Разделение между «западными» в середине 1840-х произошло на религиозной теме (вопрос о личном бессмертии). Атеистическое предсказание противопоставляется религиозному. Однако атеизм - ответ именно на религиозный вопрос. Этот философский подъем имел двоякий исход: для одних открылся путь в Церковь, путь религиозного восстановления; для других - путь в безверие и богоборчество. Раскол русской культурной элиты происходил на религиозном уровне.