20 ноября 1920 г. патриарх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными автокефалиями. Зарубежный Синод в Карловцах ссылался на него как на законную основу своего существования. Но патриарх не мог распоряжаться территориями других православных Церквей, где обосновался Зарубежный Синод. Указ относился к собственной территории и подразумевал обрыв связей внутри страны или с епархиями, которые отошли к Балтике, Польше, Финляндии. Епископы и священники, покидающие паству, по канонам лишаются права служения. В случае с Зарубежным синодом - уход священников от своей паствы.
На территориях, занятых белыми, образовались временные Высшие церковные управления (ВЦУ), отделенные от патриарха Тихона политически, но не юридически. Деникинское Временное ВЦУ Юга России образовано Ставропольским Собором в мае 1919 г. при участии членов Московского поместного Собора, имевших право участия в местных соборах и съездах любых частей Русской Церкви до истечения срока полномочий и выборов новых депутатов. ВЦУ Колчака и Деникина перестали существовать с эвакуацией из России. Крымское ВЦУ при Врангеле подчинялось местному архиерею, оставшемуся в России, в отличие от епископа Вениамина, возглавлявшего военное духовенство. Эвакуировалась духовенство, которое обслуживала белую армию и открыто поддерживала белых вопреки распоряжению патриарха. Карловчане доказывают легитимность тем, что Временное Высшее Русское Церковное Управление За границей (ВВРЦУЗ), образованное в Константинополе, - прямое продолжение ставропольского ВВЦУ, которое будто бы признавалось патриархом, поскольку при переходе территории под советскую власть он признал назначения священников, сделанные ставропольским ВВЦУ, но эти ВЦУ подпадали под определение патриарха от 20 ноября 1920 г., нет оснований считать константинопольский ВВРЦУЗ продолжением ставропольского ВЦУ (прекратило существование с созданием крымского ВЦУ, которое не перенеслось в зарубежье, председатель остался в России). Глава константинопольского ВРЦУЗ, митрополит Антоний, имел косвенное отношение к ставропольскому ВЦУ и никакого - к крымскому.
Идея создания эмигрантского церковного управления - епископу Вениамину (первым среди зарубежных иерархов порвал с эмигрантскими церковными организациями и стал экзархом Москвы в Америке). В декабре 1920 г он во главе общественно-церковной делегации пришел просить митрополита Антония, чтобы он обратился во Вселенский патриархат с ходатайством о разрешении образовать ВВРЦУЗ. По ходатайству митрополита Антония и епископа Вениамина22 декабря 1920 г. Вселенский патриархат разрешил русским иметь особое временное управлениедля окормления русской эмиграции под омофором Вселенского Патриарха, за которым - все судебные права. Односторонняя легализация и принятие под свой омофор ВРЦУЗа без отпускной грамоты Московского патриарха - нарушение канонов.
МОНАРХИЧЕСКИЙ И КАРЛОВАЦКИЙ СЪЕЗДЫ В 1921 г. Сербский патриархат пригласил эмигрировавшее русское духовенство в Сербию. ВРЦУЗ переехал в г. Сремские Карловцы (Сербия), не заручившись отпускной грамотой от Патриарха Вселенского. Сербы предоставили ВРЦУЗ полную свободу и независимость, нарушив канон, запрещающий два независимых друг от друга церковных управления на одной территории. Вопрос прав, предоставляемых Сербской Церковью русскому духовенству на своей территории - внутреннее дело Сербской патриархии, но Карловацкая церковная группировка называла себя ВРЦУЗом и в июле 1921 г. приняла устав, в котором говорилось о ее подчинении Московскому патриарху.
В ноябре 1921 г. в Карловцах - первый Всезарубежный русский церковный съезд, переименовавший себя в Собор - 86 человек: 12 архиереев, 21 священник и 53 мирянина; часть последних не представляла приходов. Участники съезда - члены Высшего монархического совета, сформированного на съезде в баварском г. Бад-Рейхенгаль летом 1921 г. На нем в качестве почетных гостей присутствовали митрополит Антоний и архиепископ Евлогий. Председатель ВМС Крупенский заявил, что Московский Собор был недействительным. Архиепископу Евлогию слова не дали, но поручили организовать церковную комиссию для собора в Карловцах, в президиум собора он не попал. Во время подготовки к Собору, ВМС вошел в контакт с Гитлером через Розенберга. ВМС помог Розенбергу купить «Фелькишер беобахтер». С Гитлером у ВМС достигнуто соглашение о борьбе против большевизма и о подготовке православного духовенства на территории Германии для будущей освобожденной России, буде Гитлер придет к власти. На Карловацком Соборе митрополит Антоний самовольно дал право решающего голоса представителям ВМС. Они потребовали изгнания М. В. Родзянко как председателя Думы, Временный комитет которой принял решение об отречении Николая II, хотя он был делегатом Московского Собора и обладал правом участия во всех местных Соборах и съездах Русской Церкви. Чтобы не распалять страсти, Родзянко сам покинул Собор. На Соборе принята резолюция о восстановлении Романовых на российском престоле в качестве самодержцев (за только 6 из 12 архиереев и 7 священников). Собор закрылся 3 декабря 1921 г., а 10 января 1922 г - первое сообщение о предстоящей конференции в Генуе. Сразу появилось обращение ВРЦУЗ, призывавшее Генуэзскую конференцию начать крестовый поход против Советской России. Обращение сделано от имени Собора на которомне шло речи о конференции.
КАРЛОВЧАНЕ, МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ И НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА. Получив сведения о резолюции Карловацкого Собора и воззвании к Генуэзсской конференции, Тихон запросил мнение авторитетных русских епархиальных архиереев. Все отзывы были отрицательными. 5 мая 1922 г. - распоряжение Синода за подписью патриарха закрыть ВРЦУЗ и передать управление русскими зарубежными приходами Евлогию, возведенному патриархом в митрополита. Из уважения к старшему другу митрополиту Антонию, Евлогий уклонился от принятия на себя полноты власти. Он предложил переименовать ВРЦУЗ в Зарубежный архиерейский Синод и разделить русское православное зарубежье на четыре самостоятельных митрополичьих округа: Балканский, Западноевропейский, Американский и Дальневосточный (Харбин). Представители округов раз в год должны съезжаться в Карловцы на Собор под председательством Антония для координации работы и взаимной информации. В остальное время Карловацкии Синод действовал как посредник между округами. Кадровый состав Синода отличался от ВЦУ отсутствием членов ВМС, но они завладел канцелярией Синода. Трения между Карловцами и Евлогием с Платоном, начавшиеся протестом Евлогия против политических резолюций Карловацкого Собора 1921 г., усугубились принятием карловацкой бюрократией в 1924 г. постановления, признающего только те указы российского патриарха, которые не противоречат Карловцам; в 1925 митрополит Антоний был провозглашен заместителем патриарха с правом представительствовать Российскую Церковь вне и в России(в России местоблюстителем назначен Петр). Неприятие Петра карловчанами связано с тем. что он был главным автором "воззвания" (так оно названо митрополитом Петром в «Известиях» от 15 апреля 1925 г.) патриарха Тихона от 7 апреля 1925 г, после кончины патриарха получившего название «Завещательного послания», которое карловацкая бюрократия объявила подложным, хотя архиепископ Анастасий, будущий глава Карловацкого Синода, доказывал его подлинность. Конфликт 1926 г, от которого следует вести отсчет эмигрантского церковного раскола, был вызван требованием к митрополитам Евлогию и Платону полностью подчиниться Карловацкому Синоду, но они были назначены Москвой и власть Карловцовна них не распространялась.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ленин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись материальной базы. Но религия не рухнула. Более того, в 1921-1922 гг. советская печать признала начавшееся религиозное возрождение. Ручеек возвращения в Церковь левой интеллигенции превратился в поток после разочарования в революции доктрине, призванной заменить собою религию и Бога. Ленин переходит к организованному насилию, направленному против православной Церкви. Начало - декрет 1919 г. о насильственном вскрытии мощей и передаче их в музеи, противоречащий декрету 1918 г. о невмешательстве правительства во внутренние дела Церкви. Поддерживались секты, о которых писалось, что это социалисты и коммунисты, пользующиеся устарелыми религиозными терминами. Терпимым было отношение к мусульманам и иудеям, хотя для разрушения иудейства созданы евсекции РКП(б), морально разлагавшие иудейство изнутри. Официально православие преследовалось как сколок старого режима, участвующий в заговорах по восстановлению царизма. Кстати оказались карловацкие декларации, которые начинались: «По благословению Святейшего Патриарха Московского...». Как патриарх Тихон ни открещивался от ответственности за карловчан, запрещая их накануне своего ареста в мае 1922 г. и продолжая требовать закрытия Карловацкого Синода после выхода из заключения в 1923 г. Советская печать подавала это как политический маневр. Доказывая, что советская власть не гонит православие как вероисповедание, в мае 1922 г. ГПУ организует «обновленчество», как альтернативное православие, подлинно лояльное советской власти, синхронизируя это с арестом патриарха Тихона за сопротивление изъятию церковных ценностей. На деле патриарх летом 1921 г. обратился к руководству западных Церквей с призывом помочь голодающим районам и распорядился организовать сборы пожертвований по всем приходам в центральный церковный фонд помощи. Но правительство запретило церковный фонд, создало Помгол и приказало все церковные сборы передать в Помгол. Церковь выполнила это требование. Власти объявили о решении изымать церковные ценности. Патриарх ответил призывом к верующим жертвовать все церковные ценности, не имеющие богослужебного употребления. Тут началась кампания против патриарха и Церкви, обвиняемых в шкурничестве. Собрано немного золота и драгоценных камней не лучшего качества и 23997 пудов серебра. Беспокоили Ленина духовные центры. С этим связано интенсивное закрытие и физическое уничтожение монастырей. Закрытие монастырей началось уже в 1918 г. и шло темпами, опережающими темпы закрытия храмов. К январю 1919 г. было насильственно закрыто более 20 монастырей, то к 1921 г. у Церкви конфисковали 573 монастыря (до двух третей монастырей). Патриарх пытался спастиих, превращая монастыри в иноческие трудовые коммуны. Власти обвинили Церковь в попытке создать обособленное государство с отдельной экономикой. Разрешая создание трудовых коммун сектантам, власти ответили отказом на ходатайства патриарха о предоставлении этого права православным монастырям.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО РАДИКАЛИЗМА. Православный радикализм, придавленный после 1907 г., возродился после Февральской революции в виде левосоциалистических христианских объединений. В Петрограде ожила «группа 32 священников» под названием «Союз прогрессивного петроградского духовенства». Еще более левый петроградский «Всероссийский союз демократического православного духовенства» под председательством священника А. И. Введенского. Появилось и множество аналогичных организаций. В Москве ткач Жилкин, в прошлом помощник Гапона, зарегистрировал 8 июня 1917 г. «Христианско-социальную рабочую партию», которая после победы большевиков переименована в «Христианско-социалистическую рабоче-крестьянскую партию». Она пользовалась покровительством патриарха Тихона, который назначил ее духовником священника С Калиновского. Программа партии отрицала классовую борьбу, призывала к социальному миру, прекращению гражданской войны. Патриарх отказался благословить ее на деятельность внутри РПЦ, т.к. последняя беспартийна, но высказал благосклонность к ее целям. Партия успешно ходатайствовала перед советским правительством об открытии Кремля и его храмов для богослужений на три пасхальных дня 1919 г. Кузнецов от имени партии вносил протесты против ограничений прав верующих. Он даже вынес на рассмотрение правительства меморандум, осуждающий декрет 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от церкви. Это была прямая критика Вождя, за что он был судим и посажен. В сентябре 1919 г. партия запрещена. Эти движения не выходили зарамкиофициальной патриаршей Церкви. Исключение - дело бывшего архиепископа Владимира Путяты. Сын еврейки и потомка киевского княжеского рода идущего от сподвижника Владимира по обращению в христианство Новгорода, он начал карьеру гвардейским офицером, был другом Николая II, вдруг отправился в Казанскую духовную академию, принял постриг и стал епископом, не имея для этого никаких моральных данных. Кочуя с кафедры на кафедру, оставлял за собой скандалы, а то и потомство. Собор лишил его сана в 1918 г., низведя до состояния простого монаха и повелев жить в монастыре в Пензе. Но там Путята объявил себя архиереем, главой «Свободной народной Церкви», за что отлучен Собором. Одним из первых примкнул к обновленцам.