Советская антирелигиозная и антицерковная политика.

ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не рухнула. Более того, в 1921-1922 гг. со­ветская печать признала начавшееся религиозное возрождение. Ручеек возвращения в Церковь левой интел­лигенции превратился в поток после разочарования в революции до­ктрине, призванной заменить собою религию и Бога. Ленин переходит к организованному насилию, направленному против православ­ной Церкви. Начало - декрет 1919 г. о насиль­ственном вскрытии мощей и передаче их в музеи, противореча­щий декрету 1918 г. о невмешательстве правительства во внутрен­ние дела Церкви. Поддерживались секты, о которых писалось, что это социалисты и коммунисты, пользу­ющиеся устарелыми религиозными терминами. Терпимым было отношение к мусульманам и иудеям, хотя для разрушения иудейст­ва созданы евсекции РКП(б), мо­рально разлагавшие иудейство изнутри. Официально православие преследовалось как сколок старого режима, учас­твующий в заговорах по восстановлению цариз­ма. Кстати оказались карловацкие декларации, которые начинались: «По благословению Святейшего Пат­риарха Московского...». Как патриарх Тихон ни открещивался от ответственности за карловчан, запрещая их накануне своего арес­та в мае 1922 г. и продолжая требовать закрытия Карловацкого Синода после выхода из заключения в 1923 г. Советская печать подавала это как политический маневр. Доказывая, что советская власть не гонит православие как веро­исповедание, в мае 1922 г. ГПУ организует «обновленчество», как альтернативное православие, подлинно лояльное советской влас­ти, синхронизируя это с арестом патриарха Тихона за со­противление изъятию церковных ценностей. На деле патри­арх летом 1921 г. обратился к руководству западных Церквей с призывом помочь голодающим районам и распорядился организо­вать сборы пожертвований по всем приходам в центральный церковный фонд помощи. Но правительство запретило церковный фонд, создало Помгол и приказало все церковные сборы передать в Помгол. Церковь выполнила это требование. Власти объявили о решении изымать церковные ценности. Патриарх ответил призывом к верующим жертвовать все церковные ценности, не имеющие богослужебного употребления. Тут началась кампания против патриарха и Церкви, обвиняемых в шкурничестве. Собрано немного золота и драгоценных камней не лучшего качества и 23997 пудов серебра. Беспокоили Ленина духовные центры. С этим связано интенсивное закрытие и физическое уничтожение монастырей. Закрытие монастырей началось уже в 1918 г. и шло темпами, опережающими темпы закрытия храмов. К январю 1919 г. было насильственно закрыто более 20 монастырей, то к 1921 г. у Церкви конфисковали 573 монастыря (до двух третей монастырей). Патриарх пытался спастиих, превращая монастыри в иноческие трудовые коммуны. Власти обвинили Церковь в попытке создать обособленное государство с отдельной экономикой. Разрешая создание трудовых коммун сектантам, власти ответили отказом на ходатайства патриарха о предоставлении этого права православным монастырям.

РОЛЬ ГПУ В ОБНОВЛЕНЧЕСКОМ РАСКОЛЕ. Власти предоставили обновленцам легальный статус, и началось открытое гонение на тех, кто оставался верным патриаршей Церкви. Одни архиереи затаились на местах, другие были арестованы, большинство кратковременно признало обновленческое ВЦУ. в том числе митрополит Владимирский Сергий, в июне признавший ВЦУ, но уже в августе письменно заявивший о своем несогласии с руководством ВЦУ и потребовавший для своей епархии независимости. Он арестован и во время работы обновленческого Собора, открывшегося 29 апреля 1923 г.. находился в заключении. Пропев многие лета советской власти и провозгласив Ленина освободителем человечества, Собор ввел григорианский календарь, богослужение на русским языке, женатый епископат и право духовенства на развод и второбрачие. Затем заочно осудил патриарха Тихона, лишил его всех духовных званий и даже монашества. Константинополь и другие восточные патриархи признали обновленчество. Однако Тихон делегации от Собора заявил, что не признает Собора. Неожиданно в июне патриарх вышел на свободу: повлиял ультиматум британского правительства, грозившего прервать отношения с СССР, если патриарх не будет освобожден.

В записке Троцкого от 30 марта 1922 г., за полтора месяца до бунта обновленцев, Политбюро предлагалась стратегия бунта. Заключалась она во временном союзе с обновленцами с тем, чтобы направить всю их энергию в область изъятия церковных ценностей, не давая им времени на размышления и действия по превращению обновленческого раскола в самостоятельное церковное движение. Все главные действия обновленцев инициировались и репетировались на самом высшем уровне партии (ЦК) и правительства с участием ГПУ, которое доводило принятые решения до сведения обновленческого руководства и обеспечивало проведение их в жизнь.

КУРС НА УНИЧТОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ И МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ. В-1929 г. законы, запрещавшие любую форму религиозной пропаганды, а Церкви - любую деятельность, кроме отправления культа. С отменой НЭПа вводились непосильные налоги на частное предпринимательство, к которому приравнены религии. Подоходный налог в частном предпринимательстве мог составлять до 81 % дохода, критерии исчисления дохода не были уточнены. Этот вопрос решался финансовой инспекцией произвольно. К этому добавлялись: налог за неучастие в выборах (служители культа не имели права избирать и быть избранными, служить в Вооруженных силах) и обложение за непризываемость к военной службе (тем не менее церковники выполняли трудовую повинность). Минимальный размер платы за неслужение в армии - 50 % подоходного налога, но до 20 % общего дохода облагаемого. Совокупный объем налога мог составить до 101 % без дополнительных налогов. В 1929 деревенское духовенство обложено полным налогом на землю, используемую под хозяйство и плата «за квартиру» из годового расчета 10% стоимости дома (у трудящихся – 1% за каменный и 2-за деревянный) Относительно городского духовенства в 1929 г. - постановление, запрещавшее проживать в государственных или муниципальных квартирах, если доход превышал 3000 рублей в год. Постановление требовало немедленного выселения. Поскольку частный жилой фонд в городах ограничен, перенаселен и дорог, мало кто соглашался поселить у себя священнослужителя, священники шли на фиктивные разводы, чтобы жена с детьми могла существовать. Августовское постановление 1924 г. лишало духовенство всех видов государственной страховки, в том числе и права на бесплатное лечение. Подоходный налог с сельского духовенства - натурой. Поскольку после революции у духовенства оставались лишь клочки земли, до раскулачивания продналог уплачивали за священника благочестивые зажиточные крестьяне. За неуплату священников судили как вредителей и ссылали в лагеря или расстреливали, а храмы закрывали. Культовое пение приравнивалось к исполнению артистами музыкальных произведений, за что доход духовенства облагался дополнительным 5 % налогом. Несмотря на отмену с июня 1429 г. страхования церковных певчих, страховой сбор с них продолжал взиматься. Митрополит Сергий требует отмены обложения натурой и особыми сборами, поскольку у церквей нет своих доходов, то поборы ложатся на прихожан как налог на веру; отмены приравнивания по налогам Церкви к кулакам; защиты прав верующих судебными инстанциями наравне с остальными гражданами, жалуется на использование требования регистрации религиозных обществ как средства их ликвидации: власти не реагируют на заявление, ожидая 1 мая 1930 г., после которого общины, не получившие регистрации, будут закрыты.

Частичное выполнение требований после статьи «головокружение от успехов»: постановление ВЦИК устанавливает налог на доход от сельского хозяйства священнослужителя в двойном размере по сравнению с таким же доходом крестьянина.