Чем религия не является

Чтобы преодолеть недостатки предвзятого — из-за принадлежности к определен­ной культуре — подхода к определению религии, вероятно, лучше всего начать с определения того, чем религия не является, в самых общих терминах1'. Прежде всего, религия не должна отождествляться с монотеизмом(верой в одного Бога). Тезис Ницше о «смерти бога» является в значительной степени этноцентрическим, связанным только с западными религиозными идеями. В большинстве религий по­клоняются нескольким божествам. Даже в некоторых интерпретациях христианства сакральными качествами помимо Бога наделены Иисус, Мария, Святой дух, ангелы и святые. Некоторые религии вообще не имеют богов.

Во-вторых, религия не должна отождествляться с моральными предписаниями, определяющими поведение верующих, предписаниями, подобными заповедям Мо­исея, полученным от бога. Мысль, что боги внимательно следят за нашим поведением на земле, чужда многим религиям. Древние греки, например, считали, что богам по большей части безразлична человеческая жизнь.

В-третьих, религия не обязательно должна объяснять происхождение мира. В хри­стианстве миф об Адаме и Еве имеет целью объяснить происхождение человечества; многие другие религии имеют сходные мифы о первоначале, однако не меньшее количество таких мифов не имеет.

В-четвертых, религия не может отождествляться со сверхъестественным, что автоматически предполагает веру в существование мира, «находящегося за границами наших чувств». Конфуцианство, например, сосредоточено на слиянии с природной гармонией мира и не занимается поиском истины, лежащей вне его.