Религиозный фундаментализм

Рост фундаменталистских религиозных организаций в Соединенных Штатах явля­ется одной из наиболее примечательных особенностей религиозного развития за последние 20 лет. Фундаментализм в широком смысле слова означает подчерк­нутое внимание к буквальному следованию библейским текстам. Христианский фундаментализм явился в определенной мере реакцией, направленной против либеральной теологии и процесса внупгрицерковной секуляризации, т. е. посещения церкви людьми, которые в действительности практически не испытывают интереса к религии. В политике «фундаменталисты» чаще всего принадлежат к «правым» и не отстраняются от непосредственного участия в политической деятельности.

Одним из проявлений этой тенденции стало возникновение так называемого «Добродетельного большинства», основанного преподобным Джерри Фолуэллом в 1980 году. Номинально являясь политическим обществом, «Добродетельное боль­шинство» черпает финансовые ресурсы и вербует своих членов из фундаменталист­ских организаций. Его секулярное влияние довольно весомо: Фолуэлл утверждает, что в его состав входят 72 тысячи священников и 4 миллиона мирян; оно располагает миллионами долларов и благодаря этому способно активно вмешиваться в ход политических кампаний. «Религиозные правые» широко используют радиовещатель­ные и телевизионные станции и основные программы передач, чтобы обращаться к миллионной аудитории. В отличие от некоторых более старых сект (таких, как Плимутские братья), «религиозные правые» не чураются применения современных электронных технологий. Фундаментализм играет сейчас гораздо более видную роль в США, нежели в других промышленно развитых странах. В Великобритании, например, его успехи сравнительно невелики.


17)


Gallup Opinion Index. Religion in America. 1976. Report 130.


Глава 14. Религия 447

Некоторые исследователи полагают, что между христианским и исламским фундаментализмом можно провести параллель, поскольку оба этих течения про­возглашают необходимость следования неизменным принципам в изменяющем­ся и небезопасном мире, но эта аналогия выглядит слишком поверхностной. Исламский фундаментализм, имеющий первопричиной столкновение современной западной и традиционной культур, во многих отношениях отличается от религиоз­ного фундаментализма в США. С другой стороны, религиозный фундаментализм и на Западе, и на Востоке связан с сильными националистическими чувствами, возглавляющие эти движения лица занимают в международной политике агрес­сивную позицию. В обоих случаях одной из причин развития фундаментализма была, по-видимому, необходимость формирования «сильной нации» посредством восстановления основных религиозных и культурных ценностей.