История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем прошлом.
И. Хейзинга
Завершается время экстенсивного становления отечественной социологии как самостоятельной науки. Наступает процесс интенсивного ее развития: происходит фундаментальный пересмотр всего социологического наследия; ломка и очищение от старых марксистско-ленинских концепций и идей, понятий и представлений. Отрыв данного процесса от истории социологии обрекает его на необъяснимость самого ее предмета: без истории предмета нет теории предмета. Отсюда вытекает потребность обозрения, объяснения и осмысления огромного и разностороннего социологического материала во времени и пространстве.
Ценность любой книги определяется тем, что в ней надеются найти читатели. Настоящая книга — втораяв реализации проекта истории социологии, заложенного автором в 1993 г. (История социологии. Учебно-методическое пособие. — Ростов-на-Дону: НМЦ Логос). В ней проведен анализ временных (XIX в.) и национальных особенностей социологии, форм их проявления в условиях становления индустриализма и капитализма,которые были в исследовательской тени и подвергались «истребительной» критике со стороны марксизма-ленинизма. То, что является прошлым для западного общества, стало в реформируемом российском обществе нова-ционным. Автор надеется помочь тем, кто будет читать книгу, сэкономить на ошибках во время глубочайших сломов и перемен. Но и от читателя требуется большой труд углубления в нее и, как советовал святой Силу-аи, при встрече с трудностями содержательного характера «держать ум свой во аде и не отчаиваться». Все это необходимо для нашего духовного освобождения, ибо «только образованные люди могут быть свободными» (Эпиктет).