Пуританизм Иовоанглийского общества

Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного и математического естествознания, то есть науки Нового времени, отно­сится к ренессансным идеалам обработки данных и размышления нега­тивно, как к возрождению мистических фантазий забытого, которому до­верять нельзя.

Иной опыт формируется на основе протестантизма. Национально-рели­гиозная определенность способствует формированию национального и государственного единства. В силу этого протестантизм находит понимание и поддержку у местной светской власти в борьбе с феодально-католичес­ким произволом. Культивирование личной веры, требующей погружения в тексты Библии, разрушило узкий круг «книжников», привлекая всех ми­рян к исследованию и толкованию текста как к делу всеобщей значимости Это обусловило масштабную культур но-историческую задачу — переход к полной грамотности населения и развитию национального языка.

Личная вера дает мало утверждений, которые наука может опровергнуть Протестантизм, ставший основой духовной ориентации Нового времени не притязал на непогрешимость и отличался религиозной терпимостью уживаясь с наукой. Это позволило выделить из религиозной сферы образ дей­ствий и, возвысив его до интеллектуального уровня, положить в основу нового научно-философского подхода к действительности. Таким образом, данный подход превращал науку из служанки богословия в служанку истины.

Творившие в условиях протестантизма Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт и др. своей деятельностью коренным образом изменяют соотношение между наукой и философией. Новая философия складывается под влиянием ново­го, математического естествознания.