Английский пуританизм

Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в Старом и Новом свете. На рубеже XVI—XVII веков радикальные английские протестанты вступили в конфликт с основным течением протестантской церкви в Анг­лии — англиканством, сохранившим основы церковного институциализ-ма, некоторые католические обряды и абсолютизм. Радикальные протес­танты выражали интересы созревавшей торгово-промышленной буржуа­зии и молодой капиталистической экономики. Поэтому в их воззрениях пе­реплетались богословие, экономика и политика. В частности, в их полити­ческих взглядах выражается стремление к республиканскому строю, за­конность и необходимость которого обосновывается с помощью теории естественного права.

Сепаратистско-конгрегационные настроения радикальных протестантов вызывали ожесточенное преследование и их эмиграцию в Германию, Гол­ландию, Швейцарию. Там они восприняли радикальные идеи кальвиниз-|


FT"


ма, что дало их вере название «пуританизм» (чистый, истинный). В его ос­нове лежат следующее положения: 1) не существует внешнего авторитета в вопросах вероисповедания (все решается общиной); 2) каждая община (цер­ковь — конгрегация) независима от других и не имеет никаких вышестоя­щих институтов; 3) каждый член общины имеет право принимать участие в управлении общим делом. В конечном счете среди эмигрантов сформиро­валась идея переезда в Америку — Новый свет — и основания там англий­ских колоний, жизнь в которых строилась бы согласно кальвинистским канонам («Город па холме»). Это открывало простор для реализации их социокультурных устремлений — религиозного мессианства, экономичес­кой и хозяйственной деятельности.