Промышленность станет единственным местом политики, поскольку мир будет единственной политикой государства.
А. Сен-Симон
Пионером в обозначении «современного» общества как индустриального (промышленного), определившего основные контуры социокультурной интерпретации действительности до настоящего времени, является А. Сен-Симон(1760—1820). Он ввел в научно-политический лексикон понятие «индустриализм»для характеристики организации всякой экономической деятельности как промышленпо-научной системы. В основе такой системы лежит союз «разума и машины», который формирует новый социальный порядок. Наука в данном случае полезна именно тем, что она дает возможность предсказывать, а промышленное производство — реализацией данных предсказаний.
Революции XVIII века (Промышленная в Англии, Американская 1776 г., Французская 1789—1794 гг.) определили облик индустриальной и духовно-интеллектуальной культуры европейско-американского мира, сделали его «диктатором моды» социокультурного движения цивилизации к будущему. Развитие техники, а также ее использование па благо человечества предстают как цель истории и направление универсального и необходимого прогресса. «Калечение» природы промышленным производством современникам казалось пока нейтральным. Прогресс рассматривается как всеоб-
щий закон, а технократический идеал совершенного Будущего становится ориентиром для настоящего: «Золотой век впереди!»
Новационным методом явилось обоснование Сен-Симоном понимания объекта социального познания: им стало человеческое «общество», сменившее в этом качестве «политику» с ее единицей анализа «государство». Он рассматривает общество как развивающийся целостный организм, где каждая его часть (в том числе и государство) должна рассматриваться в рамках этого целого и на каждом конкретном этапе развития. Учет историзма позволяет объяснять многообразие форм общественной жизнедеятельности (особенное) и предлагать различные типологии общества (общее). В частности, Сен-Симон (следуя за Тюрго) выделяет три стадии развития общественного организма, которые охватывают наиболее цивилизованные нации. К ним он относит: 1) начальную — теологическую и феодальную; 2) промежуточную — метафизическую, предназначенную для того, чтобы дать развиться новой системе, а затем осуществить самый подход к ней; 3) позитивную — промышленно-научную систему как лучшую организацию общественного устройства.
Сен-Симон исходил из посылки, чго идеи (разум) правят миром и переворачивают его Он обосновывал также, что прогресс цивилизации осуществляется в соответствии с директивами разума (человеческого духа) и эталонами нравственности. Поэтому каждый из периодов истории общества относительно прогрессивен: в смене созидательных и разрушительных периодов истории каждый предыдущий подготавливает почву для последующих, новых периодов созидания.
Позитивнаястадия предоставляет максимум средств и возможностей для удовлетворения важнейших потребностей большинства людей, делая жизнь счастливой. В буржуазно-демократическом обществе всем классам становится хорошо: духовная власть в руках ученых, светская — собственников; власть же выбирать людей для выполнения обязанностей вождей человечества — в руках всего народа; заработная плата правителям — уважение (57, 127). Таким образом, власть должна принадлежать «индустриалам» (в противоположность «праздным»), то есть людям, причастным к производству, начиная от крестьян и рабочих и кончая предпринимателями (фабриканты, банкиры, светские чиновники и т. п.).
Новая историческая реальность — индустриализм — обусловливает необходимость постановок на первое место пионеров промышленно-науч-ного и организационного (администрируемого) социального порядка. При этом политической власти придается второстепенное значение. Индустриалы выражают либеральные интересы представителей промышленногЬ общества и оказываются способными реформировать социальную органи1-зацию, политические институты в соответствии с новой социальной действительностью и соответствующими интеллектуальными идеалами.
С этих позиций Сен-Симон осуждает Французскую революцию, во главе которой стали легисты — юристы, политики и т. п., не понимающие интересы индустриализма. Поэтому они дали революции направление в соответствии с доктринами метафизиков, введших людей в заблуждение и ужас-
ный разброд. Пришедшие к власти группы и слои, не понимая новых тенденций промышленно-научного развития, настаивают на возможности разрешения социальных проблем исключительно с помощью механизма политической власти. В результате, властвующая элита пытается прежде всего усовершенствовать правительственную машину, отодвигая на второй план промышленно-научную систему.
Возможность исправления сложившейся ситуации Сен-Симон связывает, прежде всего, с разработкой новой позитивной науки об обществе, основывающей свои суждения па наблюдениях и исследованных фактах (а не на воображении), создающих единственно прочную часть наших знаний. Новая наука должна опираться на следствия ньютоновского закона всемирного тяготения и математику. При этом она должна начинать изучение общества с настоящего— современности, то есть реально существующей индустриальной действительности как предмета научной рефлексии. Получаемое позитивными пауками знание носит прикладной характер, способствует управлению «миром разумных существ» с таким же совершенством, как «миром физическим». Этим, полагал Сен-Симон, прокладывается путь в эру мирового сотрудничества и мирового порядка (лучшего будущего), объединяющих народы в единой индустриальной цивилизации.
В классификации наук приоритетное место он отводит наукам физиологическим, включая сюда и наблюдение над процессом человеческого ума. Как следствие, новую науку об обществе Сен-Симон назвал «социальной физиологией».Результатом практического приложения данной науки должны быть принципы реорганизации европейского общества в соответствии с требованиями промышлснно-научной системы.
Социализм.Сен-Симон не рассматривал завоевания Французской буржуазной революции как окончательные. Стремление лучше познать мир путем мысленной проверки того, что нельзя проверить в действительности, обусловливало создание гипотез о перспективах радостного предвосхищения будущего общества. Подвергая критике старый мир, Сен-Симон создает социальную утопию (хорошее место, которого нет) о наилучшем переустройстве его, устраняющем существующее социальное зло. Большой идеал (образ иного мира) и далеко идущие цели сфокусировались у него па идее «социализма». Последний предстал как необходимые технологические и организационные условия создания строя всеобщего счастья, в соответствии с надисторическими требованиями разума, В таком подходе сказывалось влияние историзма, сопутствующего появлению утопий (Ш. Фурье (1772-1835), Р. Оуэн(1771-1858) и др.), в которых идеал изображается в виде предполагаемого результата, якобы неизбежно ведущего к осуществлению известных целей. При этом имеет место парадокс. С одной стороны, прогресс трактуется как исторический процесс совершенствования человечества, которому нет предела. С другой — автор знает, каким будет его конец (финализм): он как бы указывает истории некую конечную стратегическую цель.
Идеал социализма предстает у Сен-Симона как всеобщая добровольная ассоциация людей, открывающая для каждого возможность реализации своих
талантов. Всеобщее счастье обусловлено формулой: «от каждого по способности, каждой способности по ее делам». Необходимые условия ее реализации:
— индустрия как двигатель общественного развития;
— плановое ведение коллективного (государственного) хозяйства;
— разделение и кооперация труда как определяющий характер жизнеде
ятельности людей;
— обязательность общественнополезного труда, создающего взаимную
связь людей;
— ликвидация частной собственности, порождающей социальное зло;
— равенство полов;
— отмена права наследия;
— бескорыстная заинтересованность индустриалов во всеобщем благе
(счастье для всего общества).
Оценивая реальный опыт Французской революции, Сен-Симон проникся отвращением к революционному насилию. Он обосновывает ненасильственный (эволюционный) путь (программу) перссутройства мира: новое — это другая форма (стадия) старого мира. Оно наступает под влиянием господствующих форм собственности и производства Цель нового порядка — обеспечение на основе органического равновесия общества благосостояния и учета взаимных интересов всех социальных классов.
Особую роль в данном обществе играет авторитет обновленной христианской религии, являющейся сердцем бездушного мира и формирующей эталоны нравственности. Таким образом, реформаторы не хотели исправлять существующий мир силой. Самое большое — это попытка создать островки Нового в рамках коммунитарного движения, политических общин типа фаланстер (Фурье), оуновские колонии Нью Ламарк и т. п. Последние своим примером должны были воздействовать на людей доброй воли.
Учение Сен-Симона есть утопия, так как, во-первых, стремление к конечной цели было непрактичным, не принимающим в расчет реальность предлагаемых возможностей ее достижения. Во-вторых, программа переустройства мира имела максимально завершенный и однозначный в своем совершенстве вид. В-третьих, социалистический идеал был оторван от живого массового движения и выступал как интеллектуальная (чистая) спекуляция. Поэтому его учение о социализме выступает как преждевременная истина и несбыточная мечта. Однако общие принципы оставляли много места для споров и толкований. В частности, они воодушевили марксистов на построение «научного социализма», рисующего картину подлинно человеческой жизни, которая станет возможной в коммунистическом обществе. Но данное общество — это миф, вдохновляющий живое революционное движение на осуществление надисторических постулатов. Поэтому страны, пытавшиеся реализовать в XX веке модель «научного социализма», потерпели крах.
Вместе с тем, следует прислушаться к доказательствам, что обществу, неспособному создавать утопии и воодушевляться ими, угрожает склероз и разрушение, ибо утопии — это принцип любого прогресса, стремления к лучшему будущему.
Идеи Сеп-Симона о новом мировом экономическом и социальном порядке, стадиях исторического прогресса, позитивной науке и др. обусловливают правомерность считать его предтечей социологии. Влияние Сен-Симона на различные области гуманитарных поисков оправдывает афоризм, что «все мы в той или иной степени становимся сен-симонистами». В целом, предлагаемый проект «промышленно-научной системы» общества — индустриализма — способствовал установлению континентального капиталистического хозяйства как нового экономического и социального порядка. В распространении идей Сен-Симона значительную роль играла основанная в 1794 году в атмосфере научного энтузиазма Политехническая школа в Париже, где объектом культа стали прикладные и технические дисциплины.