Философское основание марксизма

Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие.

К. Маркс

Поиск теоретико-методологических основ коммунистического мировоз­зрения завершился убеждением К. Маркса: «Без философии мне не про­биться вперед». Основоположники марксизма, вырастая из младогегельян­ства, обратились к традиционной метафизической философии (как она сло­жилась от Платона до Гегеля), выводящей спекулятивные знания из неко­его абсолютного начала — идеи монистического единства мира1. В частно­сти, они осуществляют «перевертывание» наследия классической немец­кой философии — фейербаховского материализма и гегельянской диалек­тики.

Об этом свидетельствует сформулированный Ф. Энгельсом «основной вопрос философии» как вопрос об отношении мышления к бытию (19, 21, 282), который, по его мнению, является предметом данной науки. Он вклю­чает две стороны: а) проблему первичности материального и идеального; б) проблему познаваемости мира.