Механистическое течение

Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механическому агрегату (Кэри) и уста­новление законов социальных процессов по аналогии с процессами неор­ганического (механика) мира. Учитывая новые достижения физических наук, механицисты обращаются к «энергетическому» редукционизму (Ост­вальд). Последний обосновывает, что энергия (а не материя) есть самая общая «субстанция мира», к трансформациям которой сводятся все, в том числе и социальные явления (закон рассеивания энергии и роста энт­ропии). Игнорируя качественное своеобразие социального, Оствальд со­здает физиосоциологическуюконцепцию социокультурного процесса как трансформацию свободной энергии в связанную. Данный процесс соответ-вует «энергетическому императиву» (23), который заключает в себе фор­мулу: «Не растрачивай энергии, используй ее».

Отсюда вытекает критерии трансформации: чем больший объем связан­ной энергии получен, тем более значителен прогресс в социокультурной сфере. Социальная эволюция протекает на основе постоянного совершен­ствования организации, функций человека и человеческих групп. Она вклю­чает: а) дифференциацию — разделение труда и б) усложнение организа­ции — комбинации труда. Эти средства реализуются с помощью социаль­ного порядка и государства, которые создают наилучшие условия для ис­пользования свободной энергии мира и обеспечивают социальный про­гресс.