Нравственные силы

Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода.

В. Зомбарт

В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют на души хозяйственных субъектов, определяют направление и цель их деятельнос­ти, Зомбарт выделяет философию и религию. Он считает, что их учения есть «отражение» своеобразных хозяйственных отношений, находящих выра­жение в определенном хозяйственном образе мыслей. Поэтому имеет мес­то параллелизм между явлениями капиталистического духа и известными учениями философии и религии. Это дает право предполагать причинную связь между ними: нравственная форма становится причиной, а образова­ние поведения хозяйствующих субъектов — следствием.

Философия и религия развиваются в определенных предварительных хозяйственных и биолого-этнологических условиях: в народе должно су­ществовать «предрасположение» (свойства крови и социальные жизнен­ные условия) для того, чтобы их учения пустили корни в мировоззрении и развивались в определенном направлении (12, 208). Однако, пустив корни, философия и религия оказывают обратное действие на хозяйственную жизнь и душевный строй хозяйствующих субъектов. Теперь они также принимают участие в развитии капиталистического духа при наличии условий личного (хотения) и вещественного (высота развития капитализма) характера.