Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, примыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жизненным опытом, чтобы вывести правила практического поведения. Кроме того, были сочинения, где уже в готовом виде содержались практические правила для упорядоченного ведения хозяйства, с которыми можно было непосредственно соотносить собственную деловую жизнь.
Опираясь на воззрения философов древности, Зомбарт представляет их как мудрецов (моралистов), которые не чуждаются даров счастья, обладания богатством и доброго его употребления: никто не принуждал мудрость к бедности(Сенека). Наживай сколько можешь, но честным путем, и не прилепляйся сердцем к богатству, рассматривай его как средство, а не как цель (12, 172). Жизненная философия древних полна идей рационализации и экономизаиии образа жизни. Зомбарт особо выделяет философию стоицизма, в основе которого лежит мысль о естественном законе нравственности: разуму подобает господство над природным миром влечений. В этом заключена идея рационализации всего образа жизни. Поэты и писатели восхваляли такие добродетели, как трудолюбие и бережливость: «праздность — начало всех пороков», «самое большое богатство состоит в сбережении» и т. д.
Философия здравого человеческого смысла, утилитаризм во всех оттенках переходят в последующем из эмпирико-философских учений древних в систему «мещанского» миросозерцания и утилитарно-рациональных капиталистических хозяйственных правил у таких авторов, как Л.-Б. Альбер-ти, Б. Франклин, Д. Дефо и др., которых Зомбарт много цитирует.