Вместо заключения

Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных.

Геродот

Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм, биологизаторство, психологизм) развития социологии. Многие его представители творили в начале XX века. Однако их метод ол о го-теоре­тические принципы и мировоззренческие конструкции в основе своей со­ответствуют уровню научных знаний конца XIX века. Последние связаны и процессами торгово-промышленного капиталистического общества, ур­банизации, коммуникации, международной торговли и др. этого времени. Направление социологического психологизма акцентирует внимание на «психологические реальности», которые не имеют предметного характера и, следовательно, требуют не объяснений, а понимания. Представители его считают, что социология должна быть теоретической наукой, изучаю­щей мир людей. Отсюда вытекает тяготение их работ к стилю философско-умозрительных трактатов, где эмпирический материал играет в основном роль иллюстрации (примеров). Вместе с тем, системы взглядов Г. Тарда, Г. Лебона, Г. Зиммеля, В. Зомбарта и др. оказали существенное влияние на западно-европейскую и американскую общественную жизнь и имеют не­преходящее значание. Сегодня мы понимаем, как их не хватало и не хвата­ет в нашей истории.

Необходимо отметить, что параллельно социологическому психологиз­му на рубеже XIX—XX веков формировалась новая парадигма социологии, связанная с именами Э. Дюркгсйма, М. Всбсра, Ф. Зиапецкого, В. Парето и др. Автор обозначает ее понятием «классическая социология» и считает, что она задала новый канон теоретической и прикладной ценности и алго­ритм современной социологии. При этом лозунг «поменьше фолософство-вания и побольше анализа фактов» был направлен и против психологизма в социологии.

Особое положение на рубеже XIX—XX веков заняла американская шко­ла социологии, подвергшая анализу промышленные и социально-полити­ческие новации, характерные для становления США и американского на­рода. Следуя за европейскими социологами, американская школа в XX веке заняла лидирующее положение, задавая генеральное направление разви­тию мировой социологии.

Наконец, это возникновение и становление российской социологичес­кой мысли, которое имело специфические черты, так и не позволившие сформироваться российской школе в мировой социологии.

Развитие новой парадигмы социологии конца XIX и начала XX веков составляет, по мнению автора, предмет самостоятельного научного ис­следования в истории социологии.