Реферат Курсовая Конспект
Другие поля эстетики - раздел Философия, Эстетика искусства Эстетические Идеи Художественных Направлений — Седьмое Проблемное Поле Эстети...
|
Эстетические идеи художественных направлений — седьмое проблемное поле эстетики. Каждое направление искусства вырабатывает свою систему эстетических идей. Например, эстетику классицизма разработал Буало, романтизма — Тик и Новалис; критического реализма — Белинский, Добролюбов; экзистенциализма — Камю, Сартр; абстракционизма — Г. Рид и т. д. Некоторые их идеи имеют общетеоретическое значение и расширяют наши знания о искусстве, другие – «обслуживают» особенности данного направления.
Эстетика, в которой метод рождает теоретические идеи – восьмое проблемное поле эстетики.. Так компаративистский (А. Веселовский) или структуралистский (Р. Барт, Ю. Лотман) подходы дают свое понимание проблем природы искусства. Социально-утилитарный подход (эстетические высказывания Ленина, Троцкого, Сталина, Жданова, Гиммлера, Мао) даже ценой утраты искусством художественности мобилизует его на выполнение партийных задач.
Итак, предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства. Каждое проблемное поле эстетики выделяется в особую сферу знаний, имеющую тенденцию отпочковаться от древа эстетики и образовать самостоятельную дисциплину. Эстетика входит в творчество, в труд, быт, в промышленное производство. Искусство и эстетика сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство — фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.
1. Античность
Формирование эстетического сознания началось в мифологии. Мифология охватывает и отражает все стороны общественной жизни. Мифология была базой развития искусства всех народов мира.
МИФ (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.
Афины. Парфенон
Кносский дворец на Крите.
Кносский дворец на Крите.
Кносский дворец на Крите
Древнегреческая театральная маска. Национальный археологический музей в Афинах.
Древнегреческая театральная маска. Национальный археологический музей в Афинах.
Портрет пожилого римлянина. 2-1 вв. до н.э.
«Сириянка». Портрет конца II в. передает не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир человека. Выразителен портрет простой женщины, так называемой «Сириянки», выполненный из мрамора. Тонкое продолговатое лицо восточного типа с неправильными чертами все же удивительно привлекательно. Выражение лица — грустное и задумчивое, на губах едва заметная улыбка с легким оттенком иронии. Глаза с утолщенными верхними веками мечтательно смотрят куда-то вдаль.
2. Готика
ГО́ТИКА (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.
Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).
В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.
Собор в Амьене. 1220-1288. Собор построен по плану Робера из Люшарза при участии Тома и Рено из Кормона. Амьенский собор стал самым большим и высоким из французских готических соборов
План готического собора
Кельн. Основной неф и алтарь Кельнского собора. Главным архитектурным сооружением и украшением городов позднего средневековья становится величественный готический собор. В его основе лежит упрощенная в плане романская базилика. Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания. Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, придавала собору особую ажурность, легкость и невесомость, снимая нагрузку со стен. Из-за большого количества оконных проемов, пространство готического собора стало более светлым.
Место фрески в готическом соборе занимает витраж — вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных стекол. Витражи были живописным украшением храмов и служили основным источником света. Излюбленный орнамент витражных окон готики — так называемая «роза». Витраж (готическая роза) северного окна собора в Шартре. Франция. Витраж Шартрского собора — один из самых величественных. В главной композиции представлена Богоматерь с младенцем Христом на коленях. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, витражи Шартрского собора содержат около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников и крестьян.
Особое место в готическом соборе принадлежит скульптуре. Религиозная тематика по-прежнему сохраняет доминирующее положение, но теперь она в большей степени обращена к чувствам средневекового человека. По сравнению с пластикой романского стиля, готическая скульптура трактуется более свободно. К лучшим созданиям готики принадлежит скульптура Рймсского собора. Это сотни рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи собора. Скульптурные рельефы ажурно покрывают все пространство стен. Одна из самых замечательных скульптурных сцен, украшающих Реймсский собор — «Встреча Марии и Елизаветы» (фрагмент «Мария»). Евангельский сюжет свидания Марии, матери Христа, и Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, стал для средневекового мастера поводом для глубоко психологического рассказа. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этических ценностей готики существенно видоизменился. В искусство вошли темы материнства, нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости. Напряженный эмоциональный строй готического искусства непосредственно создается устремленностью скульптурных фигур, их легким изгибом и выразительным ритмом драпировок.
3. Возрождение
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Техническая эстетика... Техническая эстетика третье проблемное поле эстетики это теория дизайна и... Практическая эстетика...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Другие поля эстетики
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов