Общественный и государственный строй Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация зародилась в III тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ. Уже в период легендарной династии Ся (конец Ш- нач. П тыс. до н.э.) появились рабовладельцы и рабы, власть вождя - вана усилилась и стала наследственной. К сер. II тыс. до н.э., в эпоху Шан-Инъ, окончательно сложилось первое древнекитайское рабовладельческое государство.

Рабовладельческая система в Китае охватывает три основных этапа:

1. .Эпоха Шан-Инь (сер. II тыс. до н.э. - XI в. до н.э.).

2.Эпоха Чжоу (XI в. -221 г. до н.э.) (периоды: Западное Чжоу (XI-VIII вв.

до н.э.), Восточное Чжоу (VIII-V вв. до н.э.) Чжаньго (V-Ш вв. до н.э.). 3.Империя Цинь (221-207 гг. до н.э.).

Общественный строй. В основе - коллективное поливное земледелие. Важная роль скотоводства и ремесла. Специализация районов. В ранний период - значительные пережитки родового строя, патриархальные отношения, рабство не охватывало производства в целом, сохранялась сельская община. Древнекитайский тип рабовладения в последние века до нашей эры начал трансформироваться в специфические раннефеодальные отношения.

Три основные группы древнекитайского общества: аристократическая рабовладельческая верхушка, свободные крестьяне-общинники и рабы.

В эпоху Шан-Инь родственные связи играли решающую роль в среде господствующего класса, а степень родства фиксировалась как титул. В период Чжоу - следующие категории сословной иерархии высших слоев древнекитайского общества: цин - ближайший помощник вана; дафу - высшие представители гражданской и военной администрации трех степеней; ши - ученые, государственные и военные чиновники. В соответствии с рангом представители аристократии наделялись правами и привилегиями.

В периоды Инь и Западного Чжоу частной собственности на землю не было, приближенные получали ее на правах пользования. С Восточного Чжоу и Чжаньго частная собственность получила официальное признание.

Вытеснение родовой аристократии новой имущественной, военной, служилой, торгово-ростовщической: реформы Шан Яна в империи Цинь в IV в. до н.э. учредили 18 степеней знатности за заслуги. Окончательно привилегии наследственной знатии ликвидировал император Цинь Ши хуанди -отменены прежние титулы, критерии знатности - богатство и заслуги.

Основная масса населения - свободные общинники, эксплуатировавшиеся государством на основе «колодезной» системы (цзинтянь): участки общинников окружали центральное поле, урожай с которого шел государству. К сер. I тыс. до н.э. в связи с развитием частной собственности на землю общинные связи ослабли. Вместо системы цзинтянь - налог с землевладельца в зависимости от размеров его участка - к концу периода Чжаньго в земледелии начал использоваться труд наемных арендаторов.

Источники рабства различны. Сначала - из пленных. С разложением общины: разорившиеся общинники вместе с женами и детьми, бродяги, преступники. Сначала рабы рассматривались как государственные и передавались лишь во владение, но в период Чжоу появилось частное рабовладение. Рабы - самая бесправная часть населения

Государственный строй.Монополизация власти наследственным ваном. В эпоху Инь после смерти вана на престол вступал его младший брат, если нет братьев - сын. В период Чжоу наследование престола от отца к сыну. В иньский период характерно обожествление власти вана, но его статус «сына великого неба» сводится на нет к концу эпохи Чжоу.

При ване - госаппарат, основанный на дворцовой системе управления, при которой личные слуги правителя становились одновременно государственными деятелями. Во времена Инь и Чжоу высшие должности занимали члены царствующего рода. Со времен Инь - должность ближайшего помощника вана - цзай, который в период Чжоу сосредоточил в своих руках руководство страной Госаппарат стал более развитым: три новые высшие должности - тайши (великий учитель), тайфу (великий наставник), тайбао (великий покровитель). Считалось, что они обучали вана еще ребенком.

В эпоху Инь территория государства делилась на 9 областей, управлявшихся родственниками и приближенными вана. При Западном Чжоу оформились отдельные области с правителями, в распоряжении которых - специальный аппарат управления и вооруженные силы. Области передавались ваном в управление доверенным лицам на принципах «кормления».

Низшая административная единица - сельская община, выполнявшая ряд полицейских функций. Пять общин составляли деревню и т.д.

К VIII веку до н.э. Чжоу распалось на множество государств и власть центрального правителя резко ослабла. В VII-VI вв. до н.э. в Китае выделилось пять царств (Ци, Чу, Цзинь, Цинь, Сун). В каждом - свой аппарат управления на тех же принципах, что и в государстве Чжоу.

Большую роль в развитии государственности сыграли философско-Этические школы конфуцианства и легизма, между которыми около 500 лет шла борьба. На первом этапе (VII-V вв. до н.э.) легисты не создали законченной теории, а Конфуций сформулировал учение, в котором концепция управления государством играла едва ли не главную роль. Второй этап (TV - 1 пол. III в. до н.э.) - период расцвета легизма благодаря концепции Шан Яна. Третий этап краток, но значителен: во 2-й пол. Ш в. до н.э. легизм (в его крайней форме) стал официальной идеологией первой китайской империи - империи Цинь (221-207 гг. до н.э.). Четвертый этап (Ш-1 вв. до н.э.), начавшийся с установлением династии Хань - слияние легизма и раннего конфуцианства в новое учение - ортодоксальное ханьское конфуцианство.

Конфуций: управление должно основываться на ли - моральных правилах, выработанных на основе традиционных норм поведения (человеколюбие, почтительность, уважение к старшим и др.). Ли должны выполняться всеми членами общества, а чиновники и правители обязаны не только следить за выполнением этих правил, но и воплощать их в жизнь на своем примере. Конфуций во главу угла ставил культ образованности. Земными толкователями божественной воли могли быть лишь те, кто в совершенстве овладел Принципами ли, то есть не только правитель, но и высшая бюрократия.

Шан Яна: абсолютизация власти правителя. Хорошее правление возможно там, где правитель опирается на общеобязательные законы, творит которые он сам. Отрицание наказания правителя, нарушившего закон. Закон - опора деспотической власти. Для ее усиления надо сокрушить аристократию, заменив наследование высших должностей назначением. Саамый эффективный способ воздействия на массы - единые системы наказаний, награждения и «воспитания», круговой поруки и доносительства.

В 356-350 гг.до н.э. Шан Яну удалось провести в царстве Цинь комплекс реформ, благодаря которым оно выдвинулось в число сильнейших государств Древнего Китая. В 221г. до н.э. царство Цинь победило в борьбе за объединение, образовав централизованную империю

Ее госаппарат возглавлял император - хуанди, имевший неограниченную власть Ближайшие помощники - два первых советника (чэнсяны). Центральные ведомства: военное, судебное, финансовое, императорского дворца, обрядов, по охране императора и верховная прокуратура.

Регулярная армия комплектовалась путем мобилизации мужчин с 23 лет.

Территория империи была разделена на 36 округов, каждый делился на уезды,уезды - на волости, волости - на тины, объединявшие около 10 общин. Во главе округа цзюньшоу, имевший канцелярию и заместителя. В Округах - представители центральных ведомств - военного, судебного. Все ключевые чиновники получали регулярное натуральное довольствие. Взаимная слежка, беспрекословное выполнение поручений императора.

В Циньской империи сохранились органы общинного самоуправления -совет старейшин (фулао) во главе с председателем (личжэном).

Суд не отделялся от администрации. Верховным судьей был правитель. На местах судили представители уездной и другой администрации.

Структура госорганов Цинь не менялась и в эпоху Хань, а конфуцианство влияло на развитие государственности вплоть до начала XX века.