II. 3. Общественное и государственное устройство Древней Спарты

Древняя Спарта (Лакедемон) расположена в области Лакония на юго-востоке полуострова Пелопоннес. Периоды истории Спарты:

X-VI вв. до н.э. - период расширения территории и политического преобладания Спарты в Пелопоннесе. Захват соседней области Мессении.

Конец V- первая половина IV вв. до н.э. - Пелопоннесские войны и установление гегемонии Спарты в греческом мире.

Вторая половина IV- первая половина II вв. до н.э. - упадок Спарты.

Общественный строй. Экономика - аграрный характер. Все земли поделены на равные по доходности наделы. Спартанцы, именуемые гомеями – «равными», не занимались хозяйством, а получали доход от одного из равных государственных наделов земли - клеров, обрабатываемым прикрепленными к нему илотами. С VIII по нач. VI вв. до н.э. в Спарте было довольно развито ремесло. Торговля считалась занятием неблагородным и даже позорным. Главное занятие спартанцев - военное дело.

Столкновение дорийцев и ахейцев - формальное дорийское господство и реальное слияние этносов, составивших привилегированное полноправное меньшинство населения (23%). Опасаясь восстаний покоренных, спартанцы сплотились в общину равных - военно-корпоративный организм, слившийся с государством и защищавший жизнь, честь и коллективную собственность спартанцев. Взаимопроникновение общины и государства обусловило систему коллективного воспитания и образа жизни спартиатов.

Критерии гражданства: происхождение от родителей-спартанцев; наличие клера с илотами; прохождение обучения военному делу в лагерях; полное подчинение органам государственной власти.

Цель воспитания - взращивание из мальчика воина, а из девочки - физически крепкой матери будущих воинов. Процедура отбора здоровых и умерщвления больных детей советом старейшин. 7-20-летние проходили обучение и воспитание в специальных лагерях ровесников под руководством старших. С 20 до 60 лет спартанец являлся воином.

Коллективизм культивировался государством. Походное равенство сохранялось в мирное время в ритуале сисситий - общественных трапез, устраиваемых посредством обязательных нормированных продуктовых взносов. Аскетизм, обязательный для всех Дома разрешалось строить при помощи простейших инструментов, чтобы не поощрять излишеств; питаться -»черной похлебкой»; для недопущения страсти к наживе деньгами долго служили железные стержни вместо серебра.

Несмотря на стремление к самоконсервации, с конца V в. до н. э. община расслаивалась на полноправных спартиатов-гамеев, не только сохранивших, но и прирастивших новые участки, и гипомейонов - «меньших», которые вместе с землей практически потеряли и право участвовать в общественной жизни. Это привело к сокращению полноправных членов общины до чуть более тысячи. Положение не спасал незначительный приток лиц, добившихся спартанского гражданства, - мофаков, не спартанцев, получивших воспитание в лагерях как приемные младшие сыновья знатных. В сер. III в. до н. э. кризис общины достиг пика: расслоение уже грозило уничтожить саму идею «спартанского образа жизни»: Полноправных осталось 700.

Неполноправное население Лакедемона - периэки - «живущие вокруг» (около 32 тыс., т. е. почти втрое больше спартиатов). Занимались ремеслом, отчасти торговлей и сельским хозяйством. Платили регулярные подати и вели товарообмен, при котором за произведенное периэками оружие спартанцы расплачивались железными деньгами, имевшими внутреннее хождение. Не имели политических прав, но были лично свободными. Они несли воинскую повинность как полицейские силы для поддержания порядка среди рабов, так и военные отряды. Поселения периэков пользовались самоуправлением, но под надзором особых должностных лиц Спарты - гармостов.

Большинство населения Лакедемона - рабы-илоты, чья численность после завоевания Мессении в 20 раз превышала число спартиатов Илоты - додорийское и, возможно, догреческое население.

Илотское рабство отличалось от античного. Илоты - собственность государства, передаваемая в пользование спартиатам вместе с землей в клер (обычно по 25-35 семей). Они пользовались своими орудиями труда, платили фиксированную независимо от урожая подать. Илоты могли участвовать в войнах как вспомогательная сила и «живой щит».

Для полного подчинения илотов гомеями была разработана уникальная система подавления включившая 3 компонента: унижение, страх и насилие. Илотов в городе заставляли выполнять самые позорные работы, носить шапки из кожи собаки и одеваться в шкуры животных. Каждый год, независимо от проступков, каждому полагалось определенное количество ударов палкой. Спартиат, не издевавшийся над рабами, вызывал всеобщее подозрение. Применялись криптии - убийства илотов в заранее определенные ДНИ, а также своеобразные «охоты» молодых спартанцев на рабов.

Государственный строй.Спарта - олигархическая полисная республика, в которойаристократический принцип был формально распространен на весьгражданский коллектив.

Государственные органы Спарты, по преданию, были созданы в VII в. до н. э.. ретрами (договорами, имевшими силу законов) Ликурга.

Формально высший орган власти в Спарте - апелла (народное собрание Полноправных граждан). Апелла не имела законодательной инициативы. Ее функции свелись к выбору должностных лиц и одобрению проектов решений, которые выносились старейшинами, царями и эфорами. Она собиралась ежемесячно. Голосовали криком, а если результат был не ясен, то большинство определялось председательствующим на глаз.

Реальная власть - у независимых органов: герусии и коллегии эфоров.

Герусия (совет старейшин) состояла из 30 членов - геронтов: 2 спартанских царя и 28 аристократов не моложе 60 лет. Геронты избирались пожизненно. Все вопросы герусия могла решать сама, ее деятельность не контролировалась, а она контролировала должностных лиц и могла отменять решения апеллы. Герусия заседала ежедневно.

Коллегия эфоров (надзирателей) возникла, вероятно, в конце VIII в. до н.э., а окончательно оформилась только к середине VI в. до н.э. В нее входили 5 эфоров, избираемых апеллой на год. Сначала они учреждались для Ограничения власти царей Ежемесячно цари и эфоры давали друг другу Клятву, а раз в 8 лет эфоры целую ночь наблюдали за небом; если они видели звезду, падающую в определенном направлении, это означало, что один in царей подлежал смещению как не соблюдавший данной им клятвы.

К концу V - нач. IV вв. до н.э. эфоры освободились от контроля герусии. Их полномочия: 1) контроль за соблюдением обычаев и традиций общины равных, за воспитанием молодежи; полицейский надзор и немедленное наказание любого нарушителя; 2) созыв и председательствование на апелле и, иногда, на герусии; 3) ведение международных переговоров и удаление из Спарты иностранцев; 4) установление налогов; 5), проведение военного набора; 6) контроль за распределением военной добычи; 7) наблюдение за илотами и периэками и установление времени начала криптий.

Царская власть в Спарте - диархия: один из царей - архогетов - принадлежал к династии Агиадов, другой - Еврипонтидов. Власть царей наследовалась от отца к сыну. Прерогативы царей: руководство религиозным культом и военное командование. В период войны роль царей в Спарте усиливалась. Цари - крупнейшие владельцы земель, но их власть носила более ритуально-должностной характер, нежели форму наследственной монархии.

В III-II вв. до н.э. исчезли эфорат и диархия, ибо цари опирались на разные социальные группы (Агиады - на «меньших», а Еврипонтиды - на «старших»). Царь Клеомен (235-222 гг. до н.э.), попытался создать сильную единоличную власть, опиравшуюся на воссозданный обширный слой землевладельцев-воинов. Народное собрание разделилось на малое собрание из аристократов, решавшее все, и остальную апеллу.

Особую роль в жизни Спарты играла армия - среда существования гражданского коллектива, который и в мирное время был пронизан военной дисциплиной. Взаимосвязь войны и мира в сознании спартанцев выразилась и в том, что гармосты - разновидность военных командиров - были не только начальниками гарнизонов в стратегически важных местах, но и осуществляли местные контрольно-административные функции