III. 2 Важнейшие памятники византийского права

Византийское право - уникально для средневековой Европы: относительно высокая стабильность, цельность, способность приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Системность обеспечили: традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь.

Основной источник - императорское законодательство, первые кодификации императорских конституций, и римского права в целом: 1 официальный свод римских законов - Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus), 438г. (все императорские конституции с Константина (312 г.) - утратило силу раннее римское законодательство, не включенное в сборник.

IV- VI вв. высокий уровень развития правовой мысли, самостоятельные юридические школы (наиболее известны - в Бейруте (Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.) и Константинополе). Вносили изменения и вставки (интерполяций) в классические тексты римских юристов

Сер. VI в. под руководством Трибониана - всеобъемлющая систематизация римского права - Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis) - до XI в. важнейший источник права Византии, фундамент ее правовой системы.

СЗ Юстиниана отразил специфически византийские черты в ряде интерполяций в тексте Дигест, в Кодексе и в Новеллах (последняя часть свода, выполненная на греческом языке и включавшая около 160 конституций (новелл) самого Юстиниана). Упрощение и «вульгаризация» римского права под влиянием позднеэллинистического (т.н. греко-восточного) права, отход от казуистического стиля изложения, стремление к выработке простых и понятных определений (50-я книга Дигест - специальные титулы (16 и 17) -толкование основных понятий). Определение терминов особо употребительно в учебной литературе - работа Кирилла Старшего «О дефинициях».

Большая роль правовых обычаев, особенно в восточных провинциях. Из позднегреческого права - эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т.д. Под влиянием восточного права - письменное делопроизводство и судопроизводство - повлекло отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного (либеллярного) процесса.

Ряд интерполяций проистекал не из юридической практики, а отражал распространенные в Византии идейные течения (платонизм, стоицизм, христианство). - Институции и Кодекс открывались обращением императора к Христу, ссылки на священные книги. Правовые институты трактовались в религиозном духе (брак - «божественная связь»), в рационалистическую схему римского права - этические конструкции (в Дигестах наряду с понятием права (jus) - традиционное понятие «правосудие» (justitia), толкуемое «справедливость» в духе христианской морали; естественное право (jus naturale) трактуется как право, установленное божественным провидением.

В судах применение СЗ Юстиниана затруднено: сложен и недоступен для населения империи - VI-VII вв. для практики - упрощенные комментарии на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей), схолий (учебных примечаний) - Парафразы Феофана, Схолии Стефана, включавшие Индекс к Дигестам Юстиниана; практические сборники, содержавшие перечни и образцы договоров, формуляры исков и т.п.

Ряд новых императорских законов - все чаще воспринимались нормы обычного права - одна из характерных тенденций развития византийской правовой системы - стремление императорской власти консолидировать все право в писаном законе.

VIII-XIV вв. VII-VIII вв. на фоне социально-политического кризиса завершается процесс превращения византийского права из позднеантичного в средневековое. VIII в. оживляется законодательная деятельность императоров и юридических школ. Законодательство более гибко. Переработка СЗ Юстиниана и его изложение в краткой понятной форме. 726г. (или в 741г.) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского - Эклога («избранные законы») - важнейший этап в развитии византийского права.

Из СЗ Юстиниана сохранен минимум из 18 титулов, некоторые - по одной статье. Иконоборческая фразеология - во вводной части, - надо руководствоваться «истинной справедливостью», а не высказывать «на словах восхищение», предписывалось «на деле» отдавать предпочтение малоимущим и бедным. Титул VII посвящен рабам - случаи превращения в рабов свободных людей (дезертиров), но упор - на новые формы освобождения рабов (в церкви и др.)- ссылки на Евангелие для обоснования ряда правовых положений.

Брачно-семейное право (титулы I-VII). - Неизвестное ранее обручение, требовало формально согласия обручающихся, а фактически в связи с их малолетством - родителей; брачный возраст -15 лет для мужчин и 13 - женщин; сокращено число законных поводов к разводу; Подчиненное место женщины, Выравнивание имущественных прав: приданое и брачный дар - не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление.

Наследование по завещанию - обязательная доля детей (минимум 1/3), 7 разрядов наследников, к которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.

Договорное право (IХ-ХIII титулы), из многих прежних сделок упоминают лишь куплю-продажу, заем, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи (в устной и письменной форме) под влиянием греческого права введен задаток. В договоре займа опущено упоминание о процентах. Кратко говорилось о найме, включал и аренду земли на срок не более 29 лет (сдача в аренду частных земель не распространена, чаще - аренда государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом наемной Платы). Эмфитевзис - вечная или ограниченная аренда «на срок до 3-х поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания»; эмфитевт обязан уплачивать собственнику «без уверток» ежегодный взнос, заботиться о «сохранении и улучшении недвижимости».

Уголовное право - самый обширный титул XVII, - усиление государственной репрессии. Преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т.д. Особо - о поднимающих восстание или заговор против императора - немедленная смертная казнь. Многовнимания - преступлениям против христианской религии: ложная клятва на «божественных евангелиях», побои священника, отречение в плену от веры, колдовство, изготовление амулетов, принятие враждебных религий, участие в языческих, еретических движенях (манихеи и монтанисты). Имущественные преступления: кража, грабеж, уничтожение имущества, поджог, разграбление могил. Большинство статей - преступления против семьи и нравственности: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, скотоложство, вытравление плода.

Система наказаний: смертная казнь, утонченные членовредительские и телесные наказания, (распространены и на свободных людей: отрезание носа, языка, отсечение руки, ослепление, оскопление), позорящие наказания (острижение бороды), конфискация имущества. Наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, различны в зависимости от умысла. По ряду преступлений характер наказания зависел от социального статуса виновного (Ст. 22 за связь с чужой рабыней для сановников - крупный штраф, простых - еще и сечение плетьми). В целом уголовная ответственность не зависела от социального положения виновного лица.

Социальное неравенство закреплено в положениях о доказательствах (титул XIV): «свидетели, имеющие звание, или должность, или занятие (или благосостояние), наперед считаются приемлемыми», а лица низшего положения при оспаривании их показаний подвергались допросу под плетьми. Чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней важных вопросов обусловили необходимость новых дополнений: в ряде списков она дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами.

Земледельческий закон, похожий на «варварские правды» - регулировал отношения в сельских общинах. 2 базовые редакции: 1) ранняя (источник обычного права, очевидно - 20-е гг. VIII в. как приложение к Эклоге), и поздняя, отразившая более высокую социальную дифференциацию - частная компиляция, получившая официальное признание Ранняя редакция. - 85 статей без четкой структуры. Поздние (XIV в.) - 103 статьи -10 титулов.

Задача - урегулирование типичных конфликтов в рамках сельских общин. Большое внимание: соблюдению границ участков, последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками; ст. 8 - распределение участков по жребии; аренда земли и виноградников, особое внимание - интересам казны, податям, экстраординарным налогам (ст. 18,19).

Казуистическая манера - статьи об ответственности за кражу чужого скота, сельхозинвентаря, порубку чужого леса и т.п. - обычно - только имущественные санкции для возмещения вреда, но при крупном ущербе -членовредительские и телесные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чужого сарая и т.п.) и смертная казнь (за сожжение из мести чужого гумна, за большинство краж, совершенных рабами).

Морской закон (Родосский морской закон) VII-VIII вв.- правовые обычаи античной и средневековой морской торговли, частично обработанные еще римскими юристами - правила судовождения, перевозки грузов и пассажиров, фрахтования судов, выбрасывания груза при опасности на море (авария), дележа прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т.п. Отдельные нормы применялись вплоть до XV в.

Дальнейшее развитие византийского права - законотворчество императоров Македонской династии (иконопочитателей) Василия I и Льва VI. Отменив Эклогу, составленную его политическими противниками (иконоборцами), Василий вновь переработал СЗ Юстиниана - 879г. - Прохирон - заметный след в истории права соседних славянских государств.

Более полный сборник законов (дополнительно 17 титулов), но по юридической технике (по четкости расположения правового материала, его Редакции) он уступал, хотя и заимствовал (тайно) материал. Более подробно разрабатывается договор товарищества, запрет на проценты по займу и т.д.), вносятся вменения в семейное право (предбрачный дар и т.п.).

Между 884и 886гг. от имени императора Василия и его сыновей-соправителей издана Эпанагога (переработанное повторение) - по структуре следовала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила положения Прохи-рона, Эклоги, по-новому излагала ряд вопросов частного и, особо, публичного права: ряд новых положений: о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства - определяли взаимоотношения церкви, И государства были широко использованы впоследствии в церковном праве.

Краткие своды не удовлетворяли потребности судебной практики, - при Льве VI (Мудром) (886-912 гг.) - около 890г. под руководством видного Юриста Симбация - «Василики» («Базилики»), т.е. «царские законы»

Более последовательны - единый памятник - 60 книг, разделенных на титулы и фрагменты. Юстинианово право использовалось через греческие переводы и комментарии (эпитомы, парафразы) византийских юристов VI в. - Анонима, Феофила, Дорофея и других. Исключены положения, не имевшие практического значения, но переработка недостаточно тщательна - сохранилось значительное число устаревших норм.

Обширный материал - публичное и церковное право (кн. 1,3-5 - о церкви, КН. 6 - о госдолжностях, кн. 7-9 - о судебном процессе, кн. 60 - о преступле-ииях и т.д.), частное право (о лицах - кн. 46 - о статусе свободных людей, КН. 48-о рабах, кн. 55 - о крестьянах, о наследственном праве (кн. 45), особо популярно - об обязательствах - кн. 19 о купле-продаже, кн. 23 и 25, посвященные закладным операциям, кн. 26 о поручительстве и уплате долга).

С конца XII в. «Василики» - единственный действующий свод византийского права. Полностью не дошли, ряд книг (в т.ч. кн. 50 о праве собственности и владении) - в отрывках, с пояснениями (схолиями) юристов VI в., а Также XI-ХII вв. (т.н. «древние» и «поздние»). Схолии не имели официального значения, но принимались во внимание в судах. Они имеют особую ценность, когда отсутствует соответствующий текст самих «Василик».

Позже право развивалось посредством законодательных актов императоров - новелл, хрисовул (императорских грамот). Новеллы Льва Мудрого -разрешил чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственных им округах, вновь снял запрет с взимания процентов, отменил конкубинат, запретил браки, не получившие церковного признания.

Заметное влияние на развитие позднего права - частные компиляции, особенно «Руководство к законам, или Шестикнижие» Константина Арменопуло (ок. 1345 г.)- после падения Византии продолжало действовать на территории Греции, Валахии и Молдавии, признавалось действующим правом Бессарабии в XIX в. после ее присоединения к России.

Церковное греческое право складывалось из постановлений вселенских соборов и патриархов. Важное место - решения Вселенского Трульского собора кон. VIIв. - утвердил официальный корпус канонов и запретил использовать «ложные каноны», не санкционированные каким-либо другим Вселенским собором - на основе признанных норм церковного права и частичной императорского права - особые сборники - Номоканоны (особо - Номоканон, разработанный в VIв. Схоластиком), содержание которых периодически обновлялось. Номоканон в редакции XI в. включал важное положение, согласно которому отменялось законодательство Юстиниана, а «Василики» становились единственным действующим правом Византии. Номоканоны оказали прямое воздействие на русское право, их переводы включались в «Кормчие книги».