III.5. Основные черты мусульманского права.

Особенность развития - тесная связь с религией. Любая норма, выраженная в священных текстах, являлась откровением Аллаха и автоматически -жестким предписанием каждому члену общины его поклонников.

Источники и структура. Три основные группы источников мусульманского права. К первой относятся Коран, сунна (высказывания о деятельности Пророка) и тефсир (толкование священных текстов); ко второй - кияс (умозаключение по аналогии), фетва (решения уважаемых мусульманских деятелей), иджма (согласованное мнение мусульманских авторитетов по каким-либо вопросам), иджтихад (творческая разработка и толкование общих правовых и религиозных норм основателями богословско-юридических школ и их ближайшими преемниками); к третьей - уфр (обычаи и традиции, не противоречащие общему духу мусульманского права).

ВVIII - IX вв. оформились четыре направления ортодоксального исламского правоведения, получившие название мазхаб («путь», «толк»).

I. Ханифитская школа - самая распространенная. Ее основателем был ан-Нуман Абу Ханифа (ок. 696-767гг.), иранец по происхождению. Для этой системы, наиболее либеральной из всех четырех, характерно самое последовательное применение методов рая (личного мнения, основанного на здравом смысле) и кияса.

II. II. Маликшпская школа распространила свое влияние на Северную и Западную Африку, Судан. Ее основатель - Малик ибн Анас (713-795гг.) -одним из первых предпринял попытку кодификации.

III. III. Шафиитская школа - вторая по распространенности. Ее основателем был имам Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии (ум. в 820г.). Шафииты, ограничивая возможности применения рая, по существу в ранг непогрешимого решения возвели согласное мнение мусульманской общины.

IV. Ханбалитская школа, ставшая мазхабом лишь в XII в., пользовалась вначале широким признанием в Сирии и Месопотамии. Согласно учению ее основателя - имама Ахмеда ибн Ханбаля (ум. в 855г.) - источником права может быть исключительно священное предание. Вначале XI в. известные исламские знатоки шариата официально объявили, что никто не имеет больше права толковать независимо священные тексты в юридической области.

Структура права с зарождения изобиловала особенностями. Партикуляризм, неопределенность, противоречивость громоздкость структуры. Шариат теоретически не допускал отмены норм, которые пережили свое назначение или с самого начала не востребовались.

Главное противоречие: правовая теория - скорее результат схоластических умозаключений богословов-юристов, чем отражение реальных общественных отношений; но отсутствие единых норм или их отвлеченный характер оставляли широкий простор для судейского выбора, который, впрочем, не возводился в ранг прецедента и одного из источников права.

Нечеткое деление на отрасли: 1) «право личного статута» (брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование по закону, опека, ограничение правоспособности и т.д.); 2) муамалат (вопросы собственности, разные виды сделок, порядок исполнения обязательств и т.д.); 3) уголовное (деликтное) право; 4) судебно-процессуальное право; 5) отрасль «властных норм» (институты и Нормы, регулирующие государственно - и административно-правовые отношения); 6) сийар (мусульманское международное право).

Гражданское право включает совокупность норм «права личного статута» и муамалата. Основной субъект права - семья, характер которой отличался сохранением изрядной доли патриархальных черт.

Брак вместе с наложничеством - один из двух законных способов установления половых связей в отличие от греховного противоправного прелюбодеяния-зина. Главное условие - согласие сторон, договорившихся о размере выкупа при соблюдении священником муллой ритуальных формальностей в присутствие двух совершеннолетних мусульман-свидетелей (вместо одного Мужчины могли свидетельствовать две женщины). Разновидность - джебр -принудительный брак, при котором достаточно было согласия родителей. Регистрация и письменное оформление брачного договора не обязательны.

Возраст брачующихся определялся в соответствии с достижением ими Половой зрелости, выражающейся в первичных и вторичных признаках.

Ограничения: кровное родство до третьей степени; «молочное» родство (двое детей от разных родителей вскармливались одной женщиной); состояние ихрама (незаконченного паломничества); запрет мусульманкам выходить замуж за «неверных» («правоверные» могли жениться на иудейках или христианках), неисполнение идда (испытательного срока после раз-иода с предыдущим мужем). Шариат запрещает мужчинам вступать в брак с матерью, бабушкой и сестрами жены, с женами своих сыновей.

Власть главы семьи не ограничена. Принижено положение женщины Семья строилась на основе родства по мужской линии, но жена не входила в род мужа и теоретически обладала полной родовой автономией.

Коран допускает возможность мужчине иметь одновременно четырех жен, а также неограниченное количество рабынь-наложниц. Рабыни, сожительствовавшие с хозяином, в случае рождения ребенка переставали быть объектами купли-продажи, а после смерти хозяина отпускались на свободу.

имущественные характеристики заключения брака: махр - выкуп, которыймуж обязан заплатить жене единовременно или по частям по традициям или определяющимся социальными и физическими критериями супругой размером; садак - не обязательный брачный дар жене со стороны мужа, (при расторжении брака по вине мужа жена сохраняет определенные права намахр и садак); шура - приданое невесты, не фиксированное шариатом как обязательство, но стало нормой по обычаю и судебной практике.

Основания расторжения брака: 1) обнаружение существовавших до сожительства скрываемых недостатков сторон; 2) смерть или отступничество от ислама одного из супругов; 3) изменение отношений между супругами, при котором один из них попадает в рабство к другому; 4) объявление мужем своей жены зихар (матерью, сестрой, тетей или родственницей вообще); 5) клятва мужа именем Аллаха (ила), в результате которой муж отказывается от сожительства с женой на срок более четырех месяцев или навечно; 6) объявление мужем лиан (проклятия) по причине действительного или мнимого прелюбодеяния жены, ее изнасилования, рождения ребенка, которого муж не признает своим; 7) талак - развод по инициативе мужа без особых причин, развод по обоюдному согласию или на основании судебного решения. Особенность: расторжение брака может иметь временный характер.

Наследование по завещанию и по закону. Особенность: завещание вторично. Главные причины для открытия наследства - смерть или отступничество наследодателя. Наследуемое имущество распределялось по 4 направлениям: на погребение умершего по его социальному статусу; на уплату его долгов; на наследование по завещанию; на раздел имущества между законными наследниками - воррасами. Мусульманская юридическая наука о долях в наследстве (фараид) являлась самой сложной в системе права, в Коране и сунне ей отведено наибольшее количество правовых норм.

3 группы наследников по закону: 1. Фарди - наследники, доля которых определена в Коране - родственники по мужской восходящей линии (отец, дед, прадед и т.д.), мать, дочь, внучка, родные сестры, дяди и тети по отцовской и материнской линии, переживший супруг. 2. Асаба - родственники мужского пола по отцовской линии - наследовали имущество, оставшееся после выделения долей фарди. Размер долей асабитов не был определен. 3. Зуль-архам -отец и дед матери, бабка отца, дети дочери, дядья матери, дочери братьев, дети сестер и т.д. - родственники женского пола преимущественно по женской линии. Их право возникало либо при отсутствии наследников фарди и асаби, либо если после раздела осталась еще какая-то часть.

Завещание охватывало лишь 1/3 часть наследства. Главная причина - желание не допустить дробления родового имущества, так как наследником по завещанию мог быть, по мнению большинства суннитских правоведов, любой человек, в том числе раб или даже «неверный».

Различались движимое и недвижимое имущество. Недвижимое делилось на 5 категорий: 1) мульк (частновладельческая земля); 2) эмирия или харадж (принадлежавшая государству и облагавшаяся налогом в пользу казны); 3) матрука (брошенные земли, находившиеся в общем пользовании); 4) мават («мертвые» земли предоставлялись безвозмездно желающим и находились далеко от центра); 5) вакуф (земли или иное имущество, переданные в пользу исламских благотворительных учреждений).

Признавались три основные формы приобретения собственности: в результате гражданской сделки; в процессе наследования; в ходе захвата.

Имущество, приобретенное путем захвата разделялось на 3 категории: анфал (земли врагов ислама, после захвата становились государственными, передавались в пользование и не могли быть предметом вакуфа); фей (движимость, «мирным» путем перешедшая, а руки мусульман, из которой 1/5 часть выделялась Аллаху, пророку и его семье, сиротам, нищим и путешественникам); ганаим (движимость, в т.ч. рабы, попавшие насильственным Путем в руки мусульман от врагов ислама и распределявшееся тоже из расчета выделения 1/5 части на религиозные и общественные нужды).

Главная особенность обязательственного права: первостепенными обязанностями человека признавались обязательства перед Аллахом: 1) тохара (правила чистоты;); 2) ибада (необходимые молитвы); 3) закят (уплата налогов с известных видов собственности); 4) сом (соблюдение совершеннолетними раз в год месячного поста (в месяце рамадан));» 5) хадж (совершение в течение жизни паломничества в Мекку).

Гражданские обязательства считались второстепенными. Предмет договора должен соответствовать ряду условий: обладать способностью к передаче (затонувший корабль не мог быть предметом договора); иметь строгую определенность и давать достаточную информацию освоих качествах; допускать исследование их сторонами; иметь характер, разрешенный шариатом. Условия заключения договоров: а) совершеннолетие сторон (15 лет Или половое созревание); б) личная свобода субъектов обязательств и обоюдные свобода выбора и согласие при заключении сделки; в) вменяемость; г) стороны не являются расточителями, должниками и банкротами.

Договор, устный и письменный. 4 группы договоров: лазим - стороны не Могли расторгать кроме случаев, указанных в самом договоре (сделки купли ипродажи, найма и т.д.); джаиз, стороны в любой момент могли расторгнуть без выяснения причин (договор о поручительстве); мунджаз - исполнение не зависело от исполнения других обязательств; муаллак, предполагал как условие совершение дополнительных актов (договор о продаже домапри условии, что покупатель затем сдаст его продавцу в аренду).

Особенность гражданских обязательств - религиозно-этическое обоснование предмета, условий и целей договоров. Отдельно регламентировался Вборот запрещенных, не одобряемых исламом вещей, запрещалось ростовщичество. Займ, размен, ссуда, залог формально определялись для бескорыстногоблагородного дела. Регламентация пожертвований (в т.ч. и в вакуф).

Уголовное право получилослабое отражение в положениях Корана и Вунны.Особенность - правонарушение квалифицировалось как грех, игнорирование воли Аллаха и заветов его пророка. Именно поэтому в преступленияхсодержался не только правовой, но и религиозно-этический аспект.

Преступления делились на три категории:

1. Против Аллаха: иртидад (отступничество в вере) - самое тяжкое; сирка (хищение), простое и квалифицированное; истималаль-мусаккар (пьянство); чина (прелюбодеяние); казаф (публичная клевета на честную женщину).

2. Против общественного строя и мусульманской общины: богат (против правителей), разделявшийся на заговор и восстание; куттаут-тарик (разбой) - вооруженное нападение на мирных люде на дороге и т.д.

За эти две категории не допускались помилование и примирение.

3. Против частных лиц: катл (убийство), джарх (телесное повреждение), гасб (насильственный захват чужого имущества). Убийства и телесные повреждения делились на умышленные, неумышленные и случайные.

В отличие от европейского средневекового права четкое определение уголовной ответственности. Полностью способным нести ответственность признавался только находящийся в здравом рассудке, дееспособный и достигший половой зрелости. При нанесении материального ущерба признавалась гражданская ответственность малолетних и умалишенных. Мера законной самозащиты предполагала развернутую защиту личности и имущества. Обстоятельства, смягчавшие уголовную ответственность: незнание лица о законе, примирение сторон, сердечное признание в содеянном и т.д. Отягчающие обстоятельства: рецидив, совершение преступления против сирот, малолетних и т.д.

Наказания делятся на три основные группы: худуд, кисас, тазир.

Худуд - наказания за преступления против Аллаха и всей мусульманской общины: смертная казнь (за преступления против Аллаха, правителей, разбой, за повторное совершение некоторых преступлений, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и т.д.) через повешение, четвертование, отсечение головы, избиение камнями (раджам), утопление в реке, погребение заживо и т.д. Также применялись отсечение конечностей (за кражу), бичевание (удары плетью от 2 до 100), тюремное заключение, ссылка.

Кисас - за преступления против частных лиц, регламентировавшиеся на основе принципа кровной мести. Родственники убитого получали возможность выбрать одно из трех решений: смертная казнь, прощение или принятие от него выкупа за убийство. Телесные повреждения в категории кисас наказывались либо по принципу талиона, либо компенсировались также уплатой выкупа.

Тазир - как за преступления против воли Аллаха, общины, так против частных лиц или их имущества. Обычно - нетяжкие преступления, типа невыполнения некоторых религиозных обязанностей, нанесения любого материального ущерба и т.д. Среди наказаний, входивших в группу тазир, распространены удары плетью (не более 10 или 40 по разным мазхабам), лишение права носить чалму, бритье головы, устное порицание, бойкот общины или семьи, предупреждение кади, вождение нарушителя в полуобнаженном виде по улицам с публичным оглашением совершенного им греха и т.д.

Судебная система и процессуальное право - наименьшее отражение в Коране и сунне. Главное лицо в составе суда - кади (от «када» - повелевать); его обязанность - разбор судебного спора и вынесение решения.

В период Дамасского халифата была образована система должностных лиц, состоявшая из верховного судьи, заместителя халифа, местных кади. Особенность периода Омейядов - местные судьи подчинялись двум инстанциям местному эмиру и высшему судье, а также - формально - халифу. Право назначения и смещения кади на местах имели и правители областей. Широко распространена практика торговли должностью кади.

ВБагдадском халифате самостоятельность судей возросла. Местные кади назначались специальным центральным ведомством - диваном аль-Наср фвль-Мазалим. Их решения контролировались кади аль-кудат. При Аббасидахпоявилась должность мазалима, контролировавшего деятельность судей,а сам глава государства был объявлен верховным мазалимом. В составе судавходил ряд специальных чиновников. Два мазакки проверяли личность и компетентность свидетелей; аваны выполняли обязанности приставов (Порядок в суде, принудительный привод в суд); касим обеспечивал исполнениерешений суда по вопросам наследования; аминулъ-хакм ведал делами опеки обеспечивал сохранность имущества несовершеннолетних и сирот, а также управлять им под руководством кади.

Суд имел состязательный характер. Ответчик наравне с истцом доказывал свою правоту и обосновывал свои претензии.

Цель и смысл судебного разбирательства - достижение справедливости, угодной Аллаху и людям. Вплоть до монгольского завоевания судебный Процесс не разделялся на гражданский и уголовный. Суд осуществлялся в мечети и имел публичный характер. Господствовал принцип беспрерывности:лучший вариант - слушание дела за одно заседание суда. Характерная черта-отсутствие формализма. Господствующее значение имело внутреннее убеждение кади, его умение толковать норма шариата. Основные доказательства: икрар (признание), шахадат (свидетельские помпания) и хилф (клятва). Признание принималось, если исходило от лица,достигшего половой зрелости, свободного и не являвшегося «неверным».Свидетели привлекались для обеспечения суда доказательствами, и для присутствия при составлении в суде официальных документов. Свидетелями могли быть совершеннолетние, вменяемые и «справедливые» мусульмане. Они не должны были иметь судимости за крупные преступления, являться рабами и клеветниками. Родственники сторон свидетельствовали лишьпо делам о наследстве. Достаточными признавались показания двух мужчинили одного мужчины и двух женщин с каждой стороны. Е Клятва именем Аллаха применялась, если не хватало других доказательств, публично в присутствии кади. Максимум - 50 раз подряд.

Завершение разбирательства - вынесение устного хукма (приговора). Письменно фиксированное решение кади появилось лишь в поздний период. Приговор начинался именем Аллаха и главы государства и мусульман. Он формально сразу вступал в силу и приводился в исполнение. Два вариантаотсрочки осуществления, не носивших обязательного и безусловного характера: 1) местный эмир, султан или халиф могли отменить решение кадии, например, помиловать; 2) судебное решение кади не имело фактического окончательного характера в том смысле, что судья мог сам отменить свое собственное решение, если обнаруживал в нем ошибку. Кроме того, новый кади имел право пересмотреть приговор своего предшественника.

Мусульманская правовая система - одна из самых уникальных в истории. Вобрав в себя достижения передовой для своего времени юридической мысли, переработав их, она законсервировалась на столетия.