III.30. Особенности общества и государства средневековой Японии

Японские острова - вытянутый с севера на юг вдоль восточного побережья Азии архипелаг из более 3 тыс. островов (крупнейшие: малонаселенный Хоккайдо - на севере, Хонсю и Сикоку - в центре и Кюсю - на юге).

Появление человека - 40 тыс. лет назад. Древнейшие - айну. Сер. I тыс. до н. э. через Корею пришли протояпонские племена, принесшие животноводство и рисосеяние (основа сельского хозяйства) и ассимилировавшие аборигенов: к XX в. Япония - одна из самых однородных по этническому составу стран мира (99% - японцы; айны - ок. 20 тыс. лишь на Хоккайдо).

Минимум полезных ископаемых и пригодных для сельхозобработки земель (горы), частые тайфуны, землетрясения, штормы, извержения вулканов, затруднявшие зарождение цивилизации. В т.ч.: а) при примитивных орудиях труда трудно создать крупные хозяйства, поливное рисоводство требовало интенсивного труда человека на маленьком поле; б) трудно войнами добыть много рабов - рабы дороги и редки; в) недостаток прибавочного продукта затруднял формирование слоя профессиональных управленцев.

Замкнутость давала возможность контактов только с близкими Кореей и Китаем - огромно влияние китайской цивилизации (письменность, государственные институты, правовые нормы). Религиозное воздействие - минимум конфуцианства (сложная философия, мало просвещенных - потенциальных жрецов) и максимум - буддизм. Специфика: глубокая местная переработка внешних заимствований

Этапы формирования средневековых японских общества и государства.

III-IV вв. - начало разложения первобытнообщинного строя В основе социальной организации - клановые «семьи» (от одной до 70 тыс. членов) с растущей дифференциацией на: «больших людей» (дай-дзин) и «низших» (гэко). Во главе - старейшина-патриарх, он же - жрец клана (постепенно -переход к наследственности). Зависимость одних малых кланов от других и острая борьба за первенство - формирование протогосударств.

V - сер. VII вв. - эпоха царей Ямато. Вождь кланового объединения, Ямато, объединяет большую часть страны, признав вассалитет к Китаю. Смена титулов: от царя (окими) к императору (тэнно), концентрирующему религиозную и светскую власть. Правитель Сётоку-тайси - первый законодательный акт Ямато - Конституция Сётоку (Закон из 17 статей (604 г.) - свод морально-религиозных принципов, определивший основы управления: 1) примат общего над личным, 2) критика клановых междоусобиц; 3) критика частного и приоритет государственного землевладения, 3) культ покорности; 4) декларация изначального неравенства (3 ступени: правитель (единый суверен, выразитель «всеобщего закона») чиновники; простой народ (ст. 15)).

645-1192 гг. - эпоха Фудзивара 645 г. - переворот Тайка, завершивший новый виток клановой борьбы и укрепивший центральную власть - утверждение раннефеодальной монархии. Подготовлен буддийским и конфуцианским учениями о едином государстве, во главе которого «монарх-мудрец», «потомок богов» с неограниченной властью (способствовала и древняя религия японцев синто («путь духов»), легко впитавшая идеи китайских религий о божественной силе правителя-императора.

Новшества по китайскому образцу фиксированы в Манифесте Тайка и кодексе «Тайхорё». Государственная собственность на землю и надельная система. Наделы: 1) чиновникам за службу в зависимости от должности и ранга (знати - пожизненно) 2) полноправным крестьянам - за тройные повинности (ренту-подать зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, более 100 дней в год) - по числу едоков с переделом раз в 6 лет; 3) рабам - треть от надела свободного. Система недолговечна: саботаж местной знати, усугубляемый слабостью центра, нерегулярность переделов, экспроприации общинных земель, доступное лишь для богатых освоение целины, множество пожалований императора, рост феодальной зависимости крестьян

X в. надельную систему сменило среднее частновладельческое поместье (сёэн). Укрупняясь, стало базой для сепаратизма и новой раздробленности, междоусобиц, стимулирующих развитие местных аналогов вассально-ленных связей. Новое замкнутое сословие самураев (буси), со своим кодексом чести (бусидо), основанным на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.

Причины формирования сходной с западноевропейской феодальной организации, базирующейся на мелкокрестьянском хозяйстве: 1) природно-климатический фактор; 2) неразвитость госаппарата и 3) конфуцианской идеологии; 4) наличие сильных клановых групп, конкурировавших с центром.

XII в. рост местных кланов. Могущество феодальных кланов, имевших опорой многочисленных верных самураев - причина долгой раздробленности страны, консервации феодальных отношений до середины XIX в.

1192-1868 гг. - эпоха сёгунатов. Конец XII в. - победа в усобице клана Минамото - установлена новая форма государственности - сёгунат, специфическая военно-феодальная диктатура. Власть в центре, и, частично, на местах - у сегуна (титул «сэйи тайсёгун» (великий полководец, покоряющий варваров) впервые дан императором еще в нач. IX в. Саканоуэ-но Тамурамаро (758-811) за удачный поход на север Японии против «варваров» айну и долго был временным).

· 1192-1333 гг. - первый сёгунат Минамото. Успешное отражение двух попыток монголов хана Хубилая захватить Японию («камикадзе» (божественный ветер) - тайфуны, разметавшие флоты интервентов).

· 1335-1573гг. - второй сёгунат Асикага После свержения клана Минамото император Годайго пытался править лично, но не смог ликвидировать противоречий между аристократами и воинами, ущемляя интересы последних. 1335 - мятеж одного из крупнейших феодалов Асикага Такаудзи - раскол страны на воюющие южную (император Годайго в горном поселке Есино) и северную (император Коме в Киото, сегун Асикага) династии (1336-1392). 1507-1573 гг. - период военной анархии «Сэнгокудзидай» (период сражающихся областей) - непрерывные гражданские войны «всех против всех» 1573 г. - новая централизация - период личных диктатур, начался со свержения князем Ода Нобунага, выступившим за политическое объединение страны, 16-го сегуна династии Асикага Ёсиаки (1568-1573).

· 1603-1867 гг. третий сёгунат Токугава. Мелкопоместный род даймё То-кугава был переведен на новое место резиденции в деревушку Эдо в 1590 г. в рамках объединительной политики сегуна Тоётоми Хидэёси. Занятый освоением нового владения, Иэясу Токугава не участвовал в неудачных походах в Корею, и, накопив силы, превратил свой клан в один из влиятельнейших. 1600 г. Токугава разгромили войска Хидэёри, сына скончавшегося Тоётоми Хидэёси, и установили контроль над большей частью страны. Время централизованного феодализма.

Эволюция общественного строя зависела от развития экономики и политических изменений. Два больших слоя с подвижными границами: «добрых» (рё-мин) и «подлых» людей, в каждом - ряд прослоек. До XVI в.существовали промежуточные слои, сочетавшие черты эксплуататора и эксплуатируемого. Государство стремилось фиксировать их. Наиболее четкая структура - в эпоху третьего сёгуната: четыре сословия (их границы в основном совпадали с классовыми). Официальная формула «си-но-ко-сё»: самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко) и торговцы (сё). На самом дне - небольшая группа париев («эта»). 1615 г. сёгун Иэясу издал «Восемнадцать законов», жестко регламентировав поведение членов всех 4-х сословий, каждый последующий сёгун при вступлении в должность был должен присягать на верность этим законам.

Верхушка «добрых людей» - привилегированный слой приближенных к императору, членов двора, родовой аристократии, крупного чиновничества с пожизненным статусом. Большая роль личного усердия, а не родовитости в карьере: в отличие от Китая ранг определялся занимаемым постом. От поста и ранга зависел размер натуроплаты и земельного надела. Кланы сохраняли статус не только хозяйственных, но и политических единиц.

Особый статус - 4 первых ранга - высшая категория чиновников из сильнейших кланов, прямо связанных с императорским двором (даже детей обязаны отдавать в служители при дворе). Принцу 1 категории - за службу около 5 тыс. га (80 те) земли, 800 крестьянских дворов и 100 слуг. Нехватка чиновников - совместительство должностей, позже - их наследование

XII в. новое деление феодалов на: высшую группу, прямых вассалов сегуна (гокенин), вассалов прочих феодальных владельцев, храмов и монастырей (хигокенин). XIII-XV вв. самураи за долги теряют земельные владения, переводятся на полное обеспечение господ. Большая часть пашен перешла в руки «даймё» («большое имя») - крупных владетельных князей, чьи владения составили целые группы провинций. XVII в. группы дворян:

1) сёгун, фактический правитель (у его семьи 30% территории страны),

2) 270 семейств даймё (три категории в зависимости от отношения к клану Токугава до 1600 г.): а) госанкэ (три знатных дома) - семьи, родственные дому Токугава; б) фудай-даймё - прямые вассалы дома Токугава, замещали все высшие должности; в) тодзама-даймё (внешние князья) отстраненные от управления);

3) придворная аристократия (кугэ), при императоре, обладавшая высшими рангами, но, обычно не имевшая земель и оплачиваемых должностей, зависела от сёгунской администрации, получая от нее рисовые пайки;

4) самураи (служилое дворянство), получали за военную и гражданскую службу сегуну или даймё право собирать подати с определенного числа крестьян или получать рисовый паек от своего господина. 1653 г. указ сегуна об изъятии у всех самураев-воинов, вассалов даймё земель и о переводе их рисовые пайки. Внешний признак отличия самураев от других сословий - ношение двух мечей.

Мощь феодалов определялись величиной их земельных владений, которые были постоянно закреплены за даймё, и кокудака - размером урожая риса, важнейшего продукта обмена, получаемого с участка или всего княжества. Годовой сбор риса по всей Японии - 28 млн.коку, из которых 8 млн. принадлежали сегуну (40 тыс. коку назначались императорскому двору), а 20 млн. - собственность даймё. Большинство самураев, не имея земли, получали от феодала за службу (хоко) паек рисом - року. Особо приближенные к крупным феодалам самураи получали в год по 10 тыс. коку. Рядовым вассалам даймё - около 30 коку в год. Этим пайком самураи удовлетворяли свои нужды, начиная от одежды и пищи и кончая предметами роскоши (например, золотой оправой оружия, передававшейся по наследству, и т.д.). От цен на рис зависело благополучие буси и крестьянства, основного производителя и поставщика этого продукта.

Большинство рёмин - эволюция зависимости от глав кланов к государству. При надельной системе были посажены на казенную землю. Они не были прикреплены к земле, или господину, но не могли покинуть землю без разрешения уездного начальника или хозяина.

Ключевая хозяйственная и тяглая единица - двор (большая семья или группа малых), поддерживаемый государством («Тайхо рё» обязывал двор помогать больным и старым, а государство помогало после стихийных бедствий). Глава двора отвечал за налоги и прочие платежи, отработки, распоряжался семейным имуществом, поддерживал культ предков.

XII в. - главная форма феодальной эксплуатации крестьян - подушный натуральный оброк (40- 60% урожая риса). XIII- XIV вв. полного закабаления крестьян еще не было. Крестьяне - воины: главная сила армии, отбившей нашествие монголов в ХШ в. и антифеодальных восстаний XV в.

К XVII в. - крестьяне (80% населения) - второе в иерархии, но самое угнетенное сословие, бывшее в кабален: не могли прекращать обработку земли, выбирать иной род занятий, менять местожительство; но их нельзя было продавать или покупать. Ряд групп: 1) большинство - общинники, члены податных пятидворок, владели небольшими участками земли на правах вечного наследственного держания; 2) зависимые крестьяне, мелкие арендаторы или дворовые холопы, находившиеся вне общин. Подати обычно - более 50% урожая. Много повинностей: ремонт дорог, систем ирригации и т.д. «Не давайте крестьянам ни жить, ни умирать» (Иэмицу, 3-й сёгун династии Токугава) - т.е. забирайте у них весь урожай, оставляя лишь необходимое для житья впроголодь.

XIII-XV вв. - рост торгового оборота, расцвет городов, появление первых объединений ремесленников и торговцев (дзя), у некоторых - самостоятельный выход на рынок. Жесткий контроль со стороны сегуна.

XVIII в. рост значимости торговцев - зарождение мануфактурного производства, бывшего под контролем торгово-ростовщического капитала: новый виток социального расслоения. Особо заметно разложение самураев из-за обеднения даймё - теряли покровителей, источники существования, становились ронинами (бродягами). Вопреки традициям занимались промысловой и коммерческой деятельностью, становились рабочими, служащими.

Несмотря на запрет купли-продажи земли, шло ее отчуждение в скрытой, форме, концентрация в руках деревенской верхушки, городских ростовщиков. Рост экономической зависимости дворян от торгово-ростовщического капитала. Крупнейший в то время дом Мицуи в 1697 г. - финансовый агент сегуна, в 1707 г. - банкир императора.

Разряд «подлых» - много групп: например могильщики, члены «казенных дворов», казенные и частные рабы (нухи). Рабов их можно продавать и наследовать, но они могли вступать в брак и иметь собственность

Источники рабства: порабощение преступников и членов их семей, самопродажа или продажа родителями, заложничество за долги и военный плен. Особо ценны рабы-земледельцы, на них давался надел, и их не облагали налогами. 830 г. - закон уравнял рабов со свободными крестьянами в праве пользования наделом и в обязанностях исполнять повинности в пользу казны. Работники «казенных дворов» и результат обработки ими казенных полей четко фиксировались в особых списках. Права: один выходной в декаду, облегченный труд женщинам после родов, выдача одежды, обуви, запрет на их использование чиновниками в личных целях.

Потомственные холопы (кэдин) не могли продаваться. Государственный «подлый люд» после 60 лет освобождался от личной зависимости.

Государственный строй. Реформы Тайка VII в. создали единое японское государство во главе с императором, опиравшимся на поддержку могущественного клана Фудзивара, долго поставлявшим наследственных регентов-соправителей императоров, императриц.

Древнейшая религия синто («путь духов») отводила правителю роль первосвященника, потомка солнца, принявшего человеческий облик. VI в. из Китая заимствовано название «тенно» (сын неба). Синтетическая религия «ребу синто» (двуединое синто, результат смешения в VI-VII вв. синто и буддизма), признавала в императоре не только духовного главу, верховного жреца (как полубожественная персона он был объектом покорности и послушания), но и светского монарха (руководитель войска и аппарата, непререкаемый авторитет которого для чиновников был основан на кодексах и законах.

Реально - контроль за решениями монарха со стороны советников - Закон 17 статей указал на них как на «необходимом условии правильного решения важных дел»; Сётоку-тайси, отвергая идею единоличного правления, утверждал: «дела не должны решаться лично государем»; уже в VIII в. более царствовал, чем управлял при клане Фудзивара, символ власти которого - строительство в 794 г. помимо императорской резиденции в Наро еще одной столицы в Киото (наличие двух столиц стало традиционным, наряду с традиционным двоевластием и даже троевластием, когда в дела госуправления включались и буддийские иерархи).

Раздел кодекса «Тайхо Ёро рё» «Учреждения и штаты» - разветвленная система центральных и местных, духовных и светских властей, иерархия должностей и рангов чиновников, их подготовка (китайская экзаменационная система не привилась), установлению за службу жалованья натурой или земельными наделами «в кормление».

Высшая власть - у светского Государственного совета («Дадзе-кан»), скопированного с Китая. (Параллельно, в отличие от Китая - еще духовный Государственный «Совет по делам духов неба и земли» («Дзинги-кан»): надзор за синтоистскими храмами и молельнями, деятельностью клира, крестьянами, приписанными к храмам, и т.д.; с небольшим штатом; изолированным, но достаточно высоким положением среди других ведомств).

Глава Дадзе-кан «старший министр» (канцлер), наставник императора в управлении, должный как этический эталон обеспечивать «мир, покой и гармонию» (трудность нахождения кандидатов - вакантность должности).

Непосредственное управление Дадзе-кан - 2 высших министра: левый (старший) и правый (младший), опиравшиеся на 1) «старших советников», обсуждавших все дела и дававших рекомендации «по большим делам», 2) «младших советников», дававших рекомендации по «малым делам.

Совету подчинялись 8 министерств, тесно связанные с императорским двором, и палата цензоров (у ее главы - более узкие, чем в Китае, полномочия, следил за чистотой нравов, назначал расследования по моральным нарушениям, докладывая императору) с разъездными цензорами - контролерами. Решения цензората могли быть приостановлены Дадзе-кан.

Важнейшие министерства: 1) «общих дел», высшая канцелярия, ведала дворцовыми делами, ритуалом, редактированием императорских указов, составлением истории страны, списков принцев крови, придворных дам и буддийского духовенства, генерального реестра населения и росписи налогов; ее глава - особая близость к императору, связывал его с иными ведомствами; включало 10 управлений (двора императрицы, главное архивное, дворцовых кладовых, астрологическое, живописи, придворного этикета и др.); 2) императорского двора (сохранилось до конца II мировой войны), состояло из особого столового управления (ведало продовольственными поставками и заготовками для двора, поварами), четырех главных управлений (дворцовой кухни, дворцовыми складами и хозяйством, казенными рабами и др.), тринадцати управлений (дворцовых садов и прудов, дворцового водоснабжения и пр.). 3) церемоний, ведавшее соблюдением этикета, государственными школами, назначением, перемещением, аттестацией и награждением чиновников; 4) военное; 5) финансов; 6) юстиции и др.

При множестве министерств и управлений, между ними не было четкого разграничения функций. Связующий элемент - императорский двор.

Закон VII «Тайхо Ёро рё» показал особое положение буддийского духовенства (специфика Японии), находящегося под высшим государственным надзором (запрет клирикам владеть домами, садами, торговать, заниматься ростовщичеством, принимать в подарок рабов, скот, оружие) Рост землевладения буддийских монастырей и храмов - в условиях клановых раздоров - нач. ХП в. -сложились три реальных центра политического притяжения: императорский двор, управление правящего клана (Фудзивара) и буддийские монастыри. Достигший совершеннолетия император обычно принудительно постригался в монахи, на престол возводился его малолетний наследник - марионетка правящего клана, буддийские верхи часто поддерживали оппозиционный клан.

XII в. - сёгунат. Император - номинальный глава государства с представительными функциями, почетный монарх, не играющий реальной роли. Его двор - центр феодальной оппозиции. Ключевой орган управления сёгу ната - бакуфу, правительствующая военная ставка, из трех ведомств: Саму райского (самурайдокоро, 1180 г.), административного (кумондзе, позднее мандокоро, 1184 г.), судебного (монтюдзё, 1184 г.))

1199 г. - особая разновидность сёгуната - сиккэнат, («сиккэн» - правитель) буддийский наследственный регент при малолетнем сегуне, получивший зна чительную власть (сохранялся до падения первого Камакурского сёгуната. В эпоху сёгуната обязательно наличие органов, реализовавших жесткий контроль над двором императора: с 1221 г. бакуфу направлял уполномоченного (тпэк-дая), с правами: 1) издавать от имени сегуна указы, выполнение которых обеспечивалось особым самурайским войском. Позже сёгун присвоил право утверждать нового императора, определять порядок престолонаследия, назначать высших придворных советников.

В период второго сёгуната власть бакуфу значительно ослаблена: Япония признала вассальную зависимость от Китая, император которого и стал утверждать японских монархов.

XVII -XVIII вв. сёгунат приобрел элементы абсолютистского правления. Иэясу, правитель третьего токугавского сёгуната, военным путем объединил страну, изъял владения ряда феодалов и монастырей, став крупнейшим землевладельцем. Власть императора полностью сошла на нет. При его дворе - cecu-дай - наместник сегуна, с 1615 г. даже религиозные функции и назначение всех высших придворных должностей - под контролем сегуна.

Централизуя власть, сегуны не смогли полностью ликвидировать феодальные княжества как административно-политические единицы с правами управления и суда. Но сегуны могли отнять все или часть владений даймё. Важное средство контроля - система заложничества, окончательно закрепленная в 1635 г. (даймё должны попеременно проживать в доме сегуна, а, возвращаясь к себе - оставлять в столице сёгуната (Эдо) свои семьи).

При сегуне - мощный военно-полицейский аппарат, менее пышный, но столь же многочисленный как императорский. Первый советник сегуна (тайро), мог выполнять обязанности регента, назначаясь при чрезвычайных обстоятельствах. Старшие советники (редзю), составлявшие бакуфу, несли службу посменно в течение месяца. Ряд их к концу сёгуната Токугава составил Государственный совет (каждый из его членов контролировал одну из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранных дел, военную, морскую, финансовую). Особое управление ведало чеканкой монет, рудниками. Младшие советники ведали гвардией сегуна, охраной дворца, полицией, контролировали вассалов.

Местное управление. Параллельно надельной системе - деление на провинции (купи) в главе с губернаторами из местной родовой знати, на уезды (с уездными начальниками, ведавшими и местными военными отрядами) Из центра в уезды - контролеры. Низшая административная единица - село - 50 дворов (реально - объединение ряда соседних деревень, делящихся на пятидворки, связанные круговой порукой). Во главе - сельский староста из местных жителей.

Сёгунат - параллельно императорским правителям областей стали назначаться главы местных гарнизонов - военные губернаторы (протекторы - сюго), контролировавшие выполнение повинностей, подавлявшие бунты, каравшие политических противников сегуна. На частные земли посылались уполномоченные правительства, следившие за доходами поместья, внесением феодалами налогов, ловившие преступников. В периоды ослабления сёгуната (XV в.) местные князья (бывшие протекторы) получили судебный и фискальный иммунитеты, запрещая приезд чиновников сегуна. Лишь период сёгуната Токугава удалось жёстко пресечь эти вольности.

В городах - назначаемые градоначальники с административной и судебной властью, советы крупных торговцев (городское самоуправление неразвито).

Особая роль в госаппарате токугавской эпохи - органы сыска. Специальные инспектора мэцкэ («прикрепленный глаз») вели негласный надзор за населением (от чиновников до крестьян) Пять главных инспекторов вели наблюдение за князьями и высшими чиновниками. Контроль за передвижением - система пропусков. Запрет даймё строить замки, жениться без разрешения бакуфу. 1644 г. дайканы, возглавившие старост деревень, контролировавшие лояльность крестьян и сбор налогов.

Армия. Первоначально - родовые дружины. Надельная система - обязательная воинская повинность. В кодексе «Тайхо Ёро рё» - военное министерство, ведавшее списками офицеров, их аттестацией, отбором, назначением и пр. В его подчинении несколько штабов и управлений: арсенальное, военно-музыкальное, корабельное, соколиной охоты.

Территориальные отряды в провинциях и уездах. Срочная служба (до 3-х лет) в пограничных гвардейских, сторожевых войсках. Из одного двора - один новобранец. Пограничная служба освобождала других членов двора призывного возраста от мобилизации. У детей и внуков обладателей рангов - льготы, освобождение от службы. От дворцовой и пограничной службы новобранцы освобождались, если был болен отец или старший двора. Пограничники брали с собой на службу рабов, жен, наложниц. Территориальные крестьянские ополчения - своеобразный резерв, не отрываемый от сельхозработ.

Десятичная система, во главе с полусотниками, сотниками, двухсотни-ками, получавшими посты по заслугам (с тысячников - соответствующий ранг). Часть более 20 человек шла в поход только по приказу императора.

Невыполнение боевого приказа или отсутствие оружия в боевой обстановке могло наказываться смертной казнью по решению командующего.

XV в. - начало ликвидации крестьянских ополчений и разоружение крестьян феодалами в отдельных княжествах. 1588-1590 гг. сёгун Моёто-ми Худэёси провел по всей стране «охоту за мечами» разоружение крестьян.

Профессиональные воины - самураи с особым «кодексом чести» (презрение к крестьянскому труду, конфуцианские принципы покорности и беспрекословного подчинения); за его нарушение - самоубийство (харакири - сеппуку). Указ 1591 г. - запреты крестьянам становиться воинами, а самураям - заниматься предпринимательской деятельностью. Войско самураев до массового применения огнестрельного оружия - конница, позже - пехота.