III.32. Особенности права средневековой Японии

Источники права. Сначала - местные обычаи, отсутствие четкой границы между правом, религиозными и этическими нормами. Связь наказаний с представлениями о «божьей каре за грехи»: «7 небесных грехов» (более тяжких) и «8 небесных грехов» (менее тяжких), за которые кара или очищение.

На формирование писаного права повлияли религия и китайские заимствования. Синтез с местными обычаями породил специфическую систему, демонстрируя умение японцев заимствовать достижения других культур, приспосабливая к историко-культурным особенностям своей страны.

Первые записи (например, Конституция Сётоку-тайси 604 г.) - моральные наставления правителей своим чиновникам:

VIII в. - появление развернутых законодательных документов, названых, как в Китае, «кодексами». Включали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного (рицу) и административного (рё) права, хотя провести между ними четкие различия трудно.

Первый кодекс - «Тай-хо рё», разработанный к 701 г. комиссией из 18 человек во главе с принцем Осакабэ и представителем дома Фудзивара Фу-бито. Вступил в силу в 702 г. К 718 г. переработан под названием «Еро рицу пё» (уголовный и административный кодекс годов Ёро). Включил 953 статьи, вступил в силу из-за политической нестабильности лишь в 757 г.

Обе версии («Тайхо» и «Ёро») в науке рассматривают как единый свод норм японского традиционного права, формально сохранивших свое значение до эпохи Мейдзи (XIX в.). Нет деления права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают в нем публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права. Нет четкого деления на отрасли права. «Тайхо Ёро рё», содержит нормы гражданского, семейного, уголовного, административного права, касаясь лишь тех преступлений, которые в силу сословной принадлежности преступника, потерпевшего или иных причин не влекли за собой одного из пяти тяжких уголовных наказаний (от смертной казни до битья палками, рассмотрение которых - прерогатива кодекса «Тайхо рицу рё»).

Параллельно созданию кодексов шли пересмотр, унификация, систематизация обычно-правовых и ранее созданных законодательных норм. Велика роль текущего нормотворчество императора: указов (имели более самостоятельный характер) и постановлений (издавались в развитие административных и уголовных законов, как их практическое осмысление).

Указы объединялись в сборники: в т.ч., Сборник постановлений годов Энги, (927 г вступил в силу в 967 г). Указы постепенно оттесняли кодексы.

В VIII-X вв. в основе права Японии - требования «законности» (положения о неукоснительном следовании предписаниям закона, о наказаниях за преступления, проступки и ошибки всех, от холопа до буддийского монаха, о беспристрастности судей и следователей, о четком делопроизводстве, в т.ч. судебном, о тщательной перепроверке применения наказаний, особенно смертной казни, об учете смягчающих и неучете отягчающих вину обстоятельств, указанных в законах, изданных до начала следствия по конкретному делу и др). Японское государство этой эпохи ученые называют «правовым», в отличие от последующей эпохи, когда произошло резкое падение общего значения роли закона, права как такового.

Установление сёгуната - развал прежнего правового пространства. В условиях военной диктатуры бакуфу действовал прямой приказ, предписание высших низшим, в лучшем случае - норма обычного права. Вместо общеяпонских императорских предписаний на первый план выходят морально-правовые обыкновения, гири, исходящие из соображений приличия, регулирующих поведение индивида как в семье (отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника), так и вне ее (собственника и арендатора, заимодавца и должника, торговца и клиента, старшего чиновника и подчиненного). Новые порядки базировались на идеях конфуцианства, отвергавшего нормы позитивного закона как регулятор поведения.

Гири соблюдались автоматически, под страхом общественного осуждения «нарушений приличия», различия критериев тяжести были связаны с сословной принадлежностью индивида.

Особый «кодекс чести» (букэ-хо) для самураев базировался на требованиях абсолютной личной преданности сюзерену, исключал саму идею прав и обязанностей юридического характера. Отношения строились не на договорной основе, а на псевдородственных семейных началах (как отца и сына). Вассал не имел гарантий против произвола господина, даже сама мысль об этом считалась оскорбительной. Любое бесчестие самурая кончалось самоубийством.

Гири иногда закреплялись законодательно. Уложение годов Дзёэй 1232 г. фиксировало нормы букэ-хо, жестоко карало за заговоры и мятежи, за незаконный захват земель, регламентировало поземельные отношения, устанавливало общий порядок наследования земли, в т.ч. правило первородства).

Сегуны издали и ряд указов, в основном направленных на укрепление феодального землевладения казны, защиту своих непосредственных вассалов (го-кенин): 1267 г. - указ, запрещающий продажу и заклад владений гокенин, предписывающий выкуп заложенных ими земель. С конца ХШ в. издаются специальные указы «милосердия», аннулирующие все сделки самураев по продаже и закладу земли, их задолженность ростовщикам. Реже появлялись указы, запрещавшие отчуждение, деление крестьянских хозяйств (1643 г.).

XV-XVI вв. роль общеяпонского права минимальна. Каждое княжество, и сословие руководствовалось своими установлениями на базе норм обычного права, лишь изредка, в форме моральных заповедей, инструкций, поучений, объединявшихся в сборники. Один из крупнейших - Кодекс годов Кемму (1334-1338 гг.), сначала составленный из традиционных для Японии 17 статей, позже расширенный (издан отдельной книгой только в 1596 г.). Создан в форме ответов ученых на вопросы сегуна Асикага. Признавал тяжелое положение крестьян, терпящих «неискорененный обычай» - произвол самураев. Требовал пресекать практику «своевольного вторжения в чужие дома», возвращать пустующие земли крестьянам, строго карать преступников, особенно мятежников и грабителей, взяточников (в зависимости от ее размера чиновник отстранялся от должности пожизненно или временно).

XVII в. законотворчество оставалось адресным, касаясь конкретных сословий: Закон восемнадцати статей сегуна Иэясу 1615 г. В сфере частного права, товарного обмена господствовало местное обычное право.

XVIII в. - попытки возврата к старым порядкам «правового государства» Сегуны рода Токугава декларировали политику «твердого следования старым законам». 1742 г. принят Кодекс из 100 статей, упорядоченно изложивший основное содержание норм обычного права, прежних законов, в т.ч. старых кодексов Тайхо и Ёро VIII в. Но знание закона считалось привилегией избран-

Законы не публиковались (принцип: «Следует выполнять, а не знать») и до населения доводился лишь минимум норм, в основном, запретительных предписаний. Кодекс 1742 г. хранился в тайне, к нему имели доступ лишь 3 высших сановника бакуфу (бугё), а реальное его действие - лишь на территории домена клана Токугава, у даймё собственное право.

Четкая регламентация правового положения разных категорий населения. Закон I Тайхо Ёро рё (их всего 30) «О постах и рангах» содержит табель о рангах от министров до писцов, деля их на «благородных» и «неблагородных», а посты на «высокие» и «низкие». Закон II «Об учреждениях и штатах» установил структуру всех государственных учреждений, центральных и местных. Закон VII - «О буддийских монахах и монахинях». Закон VIII говорит о «дворе», в 1 оч. крестьянском, как хозяйственной, организационной, военно-учетной, податной единице. Закон XIV «О проверке и аттестации» посвящен организации и деятельности чиновничьего корпуса. Закон XVII «О воинах и пограничниках» содержит правила об организации вооруженных сил. В каждом из перечисленных законов уголовно-правовые статьи.

Регулирование имущественных отношений. С VII в. три формы собственности на землю: казенная, общественная и большесемейная.

Наделы из государственного фонда получали свободные, холопы, рабы (1/3 надела свободного), казенные дворы и казенные рабы (последние не платили налоги в государственную казну).

Приусадебный или садовый участок, распаханная или орошенная целина, находившиеся в распоряжении отдельного двора, переходила во владение трем поколениям семьи. Эти участки были равными по размерам у «подлых» и у «добрых» семей и не зависели от их численности.

Семейная собственность охранялась государством. Запрещался беспричинный раздел двора если при этом в одиночестве оставался малолетний или вдова., самовольный выдел из семьи (исключение - если выдел происходил при разделе наследства и не было сомнений в том, что выделившийся способен возглавить семью). Выделявшийся нуждался в поручительстве от пятидворок, что он не был «беглым или обманщиком». В общественном владении леса, горы, пустоши, пастбища. Казенные земли, кроме закрепленных за отдельными учреждениями, предназначались для раздачи наделов. «Наградные» участки за заслуги перед государством по специальным указам императора из особого фонда (за «великие заслуги» участок передавался в собственность с правом неограниченного наследования, за иные - во владение с правом наследования одного или двух поколений). «Дворцовые» казенные поля обрабатывались в порядке трудовых повинностей.

Продавали только частную землю, практика аренды государственной (резервного фонда) и чиновничьей земли (крестьянские наделы - очень редко). Сад арендовался на любой срок, пахотный - на год. Запрет дарить, продавать, обменивать поля и сады буддийским храмам. Недра с ведома властей отдавались в частную разработку на условиях несения натуральных повинностей. В раннем праве нет четкого деления вещей на движимые и недвижимые, но введен особый статус найденной вещи (через 30 дней после объявления о находке переходила в собственность .нашедшего). Клад делился пополам между нашедшим его и владельцем земли.

Слом надельной системы - распространение наследственных фондов и бенефициев самураев.

Нет четкого представления об обязательстве в юридическом смысле слова (японское «гиму» - то, что должен, или не должен делать каждый человек, исходя из его статуса). Все обязательственные отношения изначально признавались в строго допустимых границах.

«Тайхо Ёро рё» - лишь 10 статей посвящено договорам (купли-продажи, найма, займа, заклада), которые жестко регламентировались государством и нарушение которых влекло за собой, как правило, уголовное наказание.

Частная торговля считалась непрестижной даже крестьянам и запрещалась чиновникам (с 5 ранга), самураям и монахам. Много запретов, особенно во внешней торговле (привилегия самого государства и была почти свернута в ходе самоизоляции страны). Запрещалась торговля рядом товаров (оружие). Жесткий контроль государства за торговлей на рынках, через специальные «конторы рынка», проверявшие правильность мер и весов, документы работорговли, качество товаров, торговые пошлины. Через особые казенные цены (база - цена «казенного риса») шло госрегулирование рыночных цен. Спекуляции, особенно чиновниками, наказывалось (ограничения не распространялись на сделки государства с частными лицами).

Договоры частного и казенного займа зерна, денег, в т.ч. процентного. Ростовщичество запрещалось лишь буддийскому духовенству. Заем обеспечивался залогом и поручительством. Кредитор не мог взыскать проценты сверх суммы долга, безоговорочно взыскать долг с поручителя, своевольно распоряжаться залогом. Должник мог отрабатывать долг, но долговое рабство запрещено. Запрет самовольных сделок членов семьи, минуя ее главу.

Неразвит наем рабочей силы (трудовая повинность, широкая сеть отработок). В Тайхо Ёро рё договор найма мастеров, строителей, кровельщиков, гончаров на сверхурочные (трудовым повинностям) работы, казенных пастухов», нанимаемых государством постоянно или временно. Гарантии против злоупотреблений нанимателя в отношении работника - срок найма не мог без согласия работника превышать 50 дней и пр. (Закон VIII, ст. 22).

Брачно-семейное право. Связь с религией, стойкая преемственность норм на всех этапах. Ст. 27 Закона VIII Тайхо Ёро рё, требующая безусловного расторжения брака лиц, находившихся в добрачных отношениях, прямо заимствована из норм конфуцианской морали ли, относящихся к нарушениям ритуала. Патриархальная семья - власть отца над домочадцами.

Брак - долг интересам семьи, заветам предков. Цель - появление мужского потомства. Браку предшествовал сговор отцов жениха и невесты, желания самих брачующихся не требовалось - помолвки еще не родившихся детей. Беспричинное расторжение помолвки осуждалось. Причины: жених не появлялся в течение месяца; брак не был заключен в течение 3-х месяцев после помолвки, совершение преступления женихом или невестой.

Четкой фиксации возраста не было: обычно 15-16 лет для мужчин и 14-15 для женщин. У мужчин допускалось любое число наложниц, права которых определялись обычаем. Муж не мог равнять жену с наложницей, не мог он навязать жене и развод из-за наложницы. Беспричинный развод влек за собой запрещение нового брака.

Межсословные браки порицались и часто карались. Запрет на браки: свободных с рабами, родственников по мужской линии в любой степени родства, однофамильцев, полигамные, при порочной добрачной жизни.

Брак не носил священного характера: мог быть расторгнут по обоюдному согласию супругов (требовалось согласие родителей обоих). Поводы мужу для развода: бесплодие жены, распутство, непочтение, болтливость, склонность к воровству, завистливый и подозрительный характер, застарелый недуг. Мужу могли отказать в разводе, если он разбогател благодаря приданому жены. Поводы жене для развода: если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продал в рабство, принуждал к аморальному поведению, оскорблял ее родителей, если она была знатнее мужа.

Относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям неравных по социальному статусу родителей: обычно, действовала фикция, что один партнер не знал о «подлом» статусе другого, тогда ребенок становился рёмином. Незаконнорожденные дети передавались на воспитание в семью одного из родителей, занимающую более высокий социальный статус, но мать и отца такого ребенка разлучали. Статус рёмина получал и ребенок - плод насилия хозяина над рабыней.

Бездетным семьям предоставлялось право усыновления ребенка из числа близких родственников, который приобретал все права законнорожденного.

Наследование по закону сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Закон ХШ Тайхо Ёро рё «О преемственности и наследовании» содержит нормы о наследовании звания глав знатных домов, от чиновника до императора (правила престолонаследия), а также об условиях законности заключаемых ими браков. Отдельно наследовались чин (титул), если он передавался по наследству (только старшим сыном жены), и имущество, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. На имущество, жалованное за заслуги, наследственные доли сыновей и дочерей равны. В остальных случаях Доля первой жены и старшего сына были вдвое больше, чем у прочих сыновей (в т.ч. и от наложниц). Отец не мог лишить сына наследства, увеличить долю одного сына за счет другого. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние - на четверть доли старшего сына.

Вопрос о завещании не получил разработки, ибо преобладала большесемейная собственность. По завещанию можно было передать только лично нажитую или лично унаследованную собственность. Уголовное право. Нет четких границ между деликтом и преступлением нормами уголовного и административного права. В традиционном понимании рё - закон, за нарушение которого, в отличие от рицу, не полагалось ни одного из пяти тяжких наказаний, которые следовали за явные проступки и нарушения. Уголовный кодекс «Тайхо рицу рё» включал 12 разделов: о наказаниях, о разбое, о грабеже, о ранениях в драке и др. До нас дошли не все, часть была восстановлена по китайскому кодексу танской династии.

Нет четких норм о формах вины, покушении, соучастии в различных формах и пр., которые, однако, фигурировали при рассмотрении конкретных преступлений. Покушение и замысел в случае жестокого убийства карали как законченное деяние. Иногда более тяжко наказывалось подстрекательство.

Смягчающие обстоятельства: добровольное возмещение ущерба, устранение причиненного вреда, явка с повинной, активная помощь в раскрытии преступления, совершение преступления под угрозой, принуждением, в силу материальной или служебной зависимости, кражи у родственников (если младший член семьи крал в своем доме - отягчалось). Иные отягчающие: рецидив (третья кража) и состояние опьянения.

Право убийства хозяином дома ночного вора - право необходимой обороны. Понятия невменяемости не было, но наказание смягчалось при совершения преступления малолетним, престарелым, душевнобольным, уродом.

В соответствии с конфуцианскими представлениями о тяжких нарушениях морали (ли) выделяли «8 зол», в 1 оч. преступления против императорской власти: «мятеж» (разрушение государевых жилищ и усыпальниц и пр.), «государственная измена» (убийство ближайших родственников императора, покушение на их убийство, избиение и пр.), «жестокое убийство» (убийство 3-х членов одной семьи, своих ближайших родственников, убийство женой, наложницей родственников мужа, их избиение и пр.), «великая непочтительность» (разрушение храмов, священных предметов и т.д.), «злословие и непочтительность» по отношению к государю, просто «непочтение» к отцу, ближайшим родственникам (возбуждение против них судебных дел или предание их проклятью, выделение из семьи при живых родителях, самовольное вступление в брак и пр.), «нарушение долга» (убийство хозяина, начальника, наставника и пр.).

Иные преступления: простое убийство, тяжкие повреждения, клевета, вовлечение в совершение преступлений и необоснованное привлечение к суду. Среди преступлений против собственности выделялись кража, грабеж, разбой и кража при пожаре, приравниваемая к грабежу, а также вымогательство имущества путем письменных угроз и пр.

Конфуцианское требование наказания за любой проступок, «который не следовало совершать». Пятичленная система наказаний: 1) смертная казнь через повешение или обезглавливание (простолюдина - на городской площади, женщины и чиновники публично не казнились, а высшим чиновникам - право самоубийства); 2)ссылка с каторжными работами и без таковых (делилась на ближнюю, среднюю и дальнюю; жены и наложницы ссыльного следовали за ним); 3) каторга (принудительные работы, обычно, по месту жительства); 4) битье палками (60-100 ударов), 5) 10-50 ударов розгами.

Дополнительные наказания по кодексу «Тайхо Ёро рё»: конфискация имущества (конфискованное имущество преступника делилось поровну между казной и его ближайшими родственниками, если они не были соучастниками преступления), штраф и др.

От наказания по усмотрению властей можно было откупиться (родственники императора, крупнейшие вельможи из «6 категорий достойных»).

Специальные наказания для военных и гражданских чинов в «Тайхо Ёро рё» особо - поражение чиновников в особых должностных правах. В зависимости от деяния чиновник, даже прощенный, лишался части должностных прав: понижался в должности (ранге), разжалованию или увольнялся с одной или всех должностей и т.д. От простого увольнения часто нельзя было откупиться, особо тяжким было увольнение с исключением из чиновничьих списков, означавшее невозможность в будущем продолжить службу.

Коллективная ответственность ближайших родственников за ряд тяжких преступлений, а также местных властей (за укрывательство незарегистрированных монахов и т.д.). Смягчение наказания членов семей чиновников, по покровительству своих знатных родственников.

Специфика уголовного права: распространение его норм на представителей буддийской церкви, применение к ним кодексом вместе со светскими религиозных наказаний (епитимий), заменявших светские, в зависимости от тяжести деяний; применение обычных уголовных наказаний за ряд религиозных проступков клира (публичное ложное объявление о дурных знамениях, хранение и чтение запрещенных книг, незаконную передачу патента на сан другому или за самовольное принятие сана, за попытку самосожжения или подстрекательства к нему другого лица). Представители духовенства, приговоренные к тяжком; наказанию (убийство, насилие, воровство и т.д.), предварительно лишались сана. Им наказание несколько смягчалось: ссылку заменяли четырьмя годами каторги, каждые десять ударов палок заменялись десятью днями епитимьи.

При сегунах размыты «законные» границы наказаний, распространилась внеправовая расправа («дурные обычаи»). Самурай мог безнаказанно убить простолюдина за оскорбление, обязательного наказания за убийство больше не было ( в т.ч. за убийство мужем неверной жены и ее любовника, убийцу своих родителей, детоубийства для избавления от «лишнего рта»).

Резкое ужесточение наказаний вплоть до изуверских формы: живого преступника закапывали по шею на проезжей дороге, рядом клали деревянную пилу, и каждый путник мог ею отделить его голову от туловища.

Кодекс 100 статей: мелкая кража - телесное наказание и клеймение; чуть более крупная или рецидив мелкой - отсечение головы с обязательным обезображиванием трупа и публичным показом головы казненного.

Судебный процесс, по Закону XXIX Тайхо Ёро рё «О тюрьмах», в целом носил смешанный обвинительно-инквизиционный характер. Суд не был отделен от администрации. Судебное дело возбуждалось по месту приписки истца, например в уездном управлении или, при невозможности до него добраться, в ближайшем казенном учреждении. Подсудность дела определялась по месту совершения преступления, и по степени его важности, тяжести наказания. Дела о каторге и ссылке решались провинциальными управлениями, а те, по которым предполагалось более тяжкое наказание, передавались в Министерство юстиции. Судьи и следователи этого министерства проводили расследование; проверяли и пересматривали приговоры, вынесенные низшими инстанциями, решали вопрос о взыскании долгов. Некоторые дела направлялись в Государственный совет, который мог проводить с помощью специальных законоведов дополнительное расследование и прекращать их. Правильность судебных решений на местах Государственный совет проверял и с помощью своих специальных инспекторов. О делах, связанных со смертной казнью, бессрочной ссылкой и исключением чиновников из списков, докладывали императору, который выступал в качестве высшей апелляционной инстанции

В ведении Министерства юстиции два управления: взысканий (конфискации имущества, штрафы в пользу казны), и тюремное (надзор за подследственными, принудительными работами заключенных, исполнением приговоров).

Дело начиналось с жалобы потерпевшего, четко оформляемой уличными писцами, сидящими у ворот суда. Практиковались «публичные» и «тайные» доносы (обязательны для близких родственников жертвы: недонесение в течение 36 дней об убийстве каралось как соучастие в нем). Доносителя о мятеже, «оскорблении величества» прямо доставляли к императору. Нельзя было доносить на преступника его близким родственникам и слугам.

Розыск преступника - обязанность государства (особыми чиновниками, в фиксированный срок (по своду 1690 г. за месяц). Если преступник не найден, чиновник наказывался ударами палок (просрочка в 2 мес. - 30 ударов). Следователи они могли быть заменены из-за родства с преступником или особых с ним отношений. Им запрещалось высказываться о виновности или невиновности подследственных. При тяжких преступлениях - предварительное заключение под стражу и доносителя и подозреваемого.

Ведущий следствие должен удостовериться в полноценности улик: при тяжких преступлениях, неясности улик, запирательстве подследственного разрешались пытки, не более трех раз с интервалами в 20 дней. Особо тщательное («тройное») следствие по делам о мятеже.