Общественный и государственный строй Древнего Египта

Политическая история Древнего Египта делится на ряд эпох:

1.Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.) - первые две династии: объединение страны под властью общего правителя Верхнего и Нижнего Египта.

2.Древнего царства (около 2800-2250 гт. до н.э.) - III-VI династии: дальнейшая централизации верховной власти, бюрократизация, усиление контроля над обществом со стороны государства.

3. Среднего царства (2050-1700 гг. до н.э.) - XI-XII династии: стабилизация

бюрократического аппарата, развитие рабовладельческих отношений.

4.Нового царства (1575-1087 гг. до н.э.) - XVIII-XX династии: эпоха расцвета древнеегипетской государственности.

5.Поздних царств (1087-332 гг. до н.э.) - ослабление Египта.

Периоды между царствами - времена упадка Древнего Египта. После развала Нового царства он часто был добычей завоевателей, а в 30 г. до н.э. был включен в состав Римского государства.

Протогосударства в Египте возникли в виде номов - объединений вокруг храмов. К каждому номовому храму, божество которого выступало в качестве объединительного фактора, тяготело несколько десятков поселений.

Во главе номов - жрецы, приобретавшие функции правителей. По мере укрепления власти жрецы - правители вступали в борьбу друг с другом. Результат - постепенная концентрация власти и расширение номовых территорий. Рубеж IV-III тыс. до н.э. - около 20 номов Верхнего Египта (по течению Нила) и столько же Нижнего (в дельте реки) были объединены под властью двух правителей. Борьба между ними привела к победе правителя Верхнего Египта, ставшего фараоном объединенного государства.

Общественный строй.Основа экономики - ирригационная система, необходимость контроля над которой создавала условия для последовательной централизации власти и отождествления общества и государства. В организации сельского хозяйства - три основные производственные формы: хозяйства фараона, храмов и вельмож. Номинально фараон - собственник всех земель, лишь часть реально использовалась дворцом, прочие направлялись в распоряжение вельмож и облагалось - налогами. Земельная собственность вельмож отличалась тем, что большая ее часть имела условный характер (предоставлялась фараоном за службу).

Наряду с крупными хозяйствами существовали территориальные или соседские общины Специфика Египта - консервация этого переходного состояния от коллективной собственности на землю к индивидуальному хозяйству по причине непрерывного усиления давления со стороны центральной власти.

Социальная структура - три основных слоя: собственники, непосредственные производители, рабы.

Привилегированная рабовладельческая часть общества - фараон и его родня, жречество, родовая и служилая аристократия, чиновничество.

Основная масса населения составляла слой непосредственных производителей. Особенность древнеегипетской общины - постеленное интегрирование ее в систему дворцовых, храмовых и вельможных хозяйств. По-видимому, окончательное подчинение общины произошло в эпоху Среднего царства. Земледельцы назывались нисутиу («царские люди»).

В эпоху Среднего царства появляется группа населения, занимающая промежуточное положение - «неджес» (малые и сильные): очевидно, лица, связанные с рынком, также воины, мелкие чиновники, ремесленники.

Особенность эпохи Нового царства - появление слоя мелких рабовладельцев, в собственности которых находилось по 1-2 раба. Рабов могли иметь и земледельцы, и ремесленники, и воины.

Особая группа населения Древнего Египта - рабы («бак»). Основные источники рабства - плен, долги и т.д. Первоначально основная масса рабов была занята на масштабных государственных работах (ирригационные сооружения, строительство некрополей и т.д.). Уже с периода Среднего царства - увеличение количества частных рабов и применение их в земледелии.

Государственный строй. Древний Египет - классическая древневосточная деспотия. Верховная власть - в руках фараона, «воплощения бога Гора в образе человека» (после смерти его душа якобы сливалась с Осирисом - одним из самых значительных богов Древнего Египта). Такое обожествление личности деспота было, пожалуй, самым логически законченным по сравнению с почитанием вавилонских, китайских, индийских правителей.

Уже в период Древнего царства возник институт чати - ближайшего помощника фараона, который руководил писцами, принадлежавшими к разным ведомствам. В его обязанности также входило издавать законы, размежевывать владения, творить суд и осуществлять высшие полицейские функции.