Основные черты права Древнего Египта

Источники права. Законодательные памятники Древнего Египта не сохранились до нашего времени, но предполагать существование кодифицированных актов позволяют данные исторических источников.

Установление первых писаных законов приписывают полулегендарному основателю объединенного государства Менкесу. Наличие законов подтверждают местные литературно-публицистические источники. Видимо, к эпохе Среднего царства древние египтяне уже располагали писаными законами, а, по персидским источникам, при фараоне Яхмосе II (569-525 гг. до н.э.) в Египте существовал обширный свод законов. Религиозное обоснование. Так, возникновение первых законов связывали с волей бога Тота.

Сохранились скудные источники: фрагменты законов, касающихся арендаторов - от эпохи Среднего царства, фрагменты гражданского кодекса времен Птолемеевского Египта, другие неполные и трудно определяемые документы. Как дополнительные правовые источники используются декреты фараонов - решения по важным государственным вопросам (например, «Декрет из Каури» фараона Сети I (1312-1298 гт. до н.э.) для храма Осириса; декрет фараона Хоремхеба (сер. XIV в. до н.э.), предусматривавший мероприятия по наведению общественного порядка после смут; должностные инструкции; данные судебной практики (отчеты, судебные клятвы, копии контрактов и т.д.); разные литературные произведения, в которых нашли отражение нормы обычного права.

В ряду гражданско-правовых норм видное место занимают положения, касающиеся наследства. Наследник - старший сын, все остальные члены семьи находились в доме в подчиненном положении. Очевидно, старший сын получал две трети наследства. Большую роль играло завещание. Муж мог передать имущество (или часть его) жене, а та - тому или иному из сыновей. Права наследования для женщин, принадлежавших к высшим слоям древнеегипетского общества, были более широкими в сравнении с другими древневосточными деспотиями.

О регулировании обязательственных отношений данных больше: договоры купли-продажи, найма, залога, дарения. Затруднены были сделки по покупке и продаже земли. Лишь в период Поздних царств все имущество стало предметом беспрепятственной купли-продажи и завещания. Обычно при сделках по продаже земли составлялась письменная купчая, а в период поздних царств - еще и «документ удаления» (т.е. отказ от претензий).

Предусматривались нормы, регулировавшие нарушение обязательств: штрафы, равнявшиеся двукратной стоимости предмета обязательства.

В области брачно-семейных отношений долго действовало обычное право. Преступления против родственников разбирались главой семьи или всей семьей. Муж был наделен огромной властью, вплоть до самосуда над изменившей женой. Жена обладала сравнительно широкими правами.

Видное место в уголовном праве занимали нормы, охранявшие собственность, особенно фараона и храмов. Характерная черта уголовного права - сравнительная мягкость наказания, что, по мнению ряда ученых, есть признак сильной центральной власти, которая может себе позволить не запугивать население уголовными репрессиями, т.к. оно и так полностью подчинено с помощью экономических и административных мер.

В наказаниях последовательно соблюдался принцип их соответствия социальному статусу обвиняемого и потерпевшего. Так, в период Нового царства за кражу имущества частного лица вор должен был вместе с возвратом похищенного заплатить штраф в размере двух-трех кратной стоимости украденного, а за похищение из гробницы фараона или с территории храма следовало членовредительское наказание, ссылка или даже смертная казнь.

Лица, добросовестно купившие краденое, могли оправдаться неведением.

Олицетворение правосудия по аналогии с высшим судьей «царства мертвых» Осирисом - фараон. В древнейшие времена разбирательства проходили в присутствии самого фараона, позже произошло усиление судебных полномочий чати, который осуществлял их во взаимодействии с высшими сановниками, членами центральной палаты древнеегипетского суда.

Тексты Нового царства в роли органов суда называют: 1) кенбет — не отделенный от администрации коллегиальный суд (его члены представляли высшие слои; существовали «кенбет Города» (центральный суд в Фивах), «кенбеты округов, городов» (местные суды), «кенбеты храмов и акрополей») 2) джаджат - орган судебного разбирательства в общине, составленный не из чиновников, а из родоплеменной знати. Вытеснение джаджата кенбетом связывают с вытеснением норм обычного права писаным законом.

В судебном процессе впервые введена мотивировка правовых норм моральными принципами. Цель судебного процесса - достижение справедливости. Здесь возник символ правосудия в виде двух чаш весов, означавший тщательную проверку соответствия взаимопредъявляемых исков.

Преобладающая форма процесса вплоть до Нового царства - состязание, хотя не исключено некоторое усиление следственной процедуры по инициативе государства в период Среднего царства.

Особенность доказательств - роль оракулов - решений от имени бога, составляемых жрецами (голосом через статую, посредством священных зевотных и др.) и передававшихся во время состязания истцов.

1.5. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона Первые города-государства появились в конце IV-нач. III тыс. до н.э. Раньше всего - у племенных групп шумеров и семитов-аккадян, давших название северной (Аккад) и южной (Шумер) частям Междуречья. Первые государства в Междуречье - локальные центры, окруженные кочевыми племенами - прерывность существования. Древнейшие центры - Урук у шумеров и Аккад у семитов. Последний в конце XXIV в. до н.э. стал столицей древнейшей державы царя Саргона, объединившей север и юг Междуречья.

Снова объединила Двуречье после падения державы Саргона и периода смут новошумерская династия южного города Ура - III династия Ура. Новое объединенное государство существовало с ХХП по XX вв. до н.э.

Новый двухвековой период набегов и внутренних междоусобиц закончился сложением Древневавилонского царства, расцвет которого - при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Именно тогда сформировались характерные особенности общества и государства древней Месопотамии, был создан уникальный правовой памятник - «Законы Хаммурапи»

Очередной распад единого государства - при правнуке Хаммурапи Сам-судитане (в 1595 г. до н.э.). Последнее укрепление централизации - в период Нововавилонского царства, в VII-VI вв. до н.э. В 538 г. до н.э. Вавилон завоевали персы. Вскоре и все Междуречье утеряло свою самостоятельность.

Общественный строй. Основа экономики - поливное земледелие. Развивались скотоводство, садоводство, ремесла. Важную роль играли царские и храмовые хозяйства, постепенно потерявшие связь с окружавшими их сельскими общинами и обслуживавшиеся рабами и наемными работниками.

Сложность социальной структуры определялась сочетанием незавершенности классообразования, многоукладности экономики, с высоким для тех лет уровнем развития товарно-денежных отношений.

Рабы - вардум. Источники рабства: плен, наказание, долги. Категории рабов: царские (большинство), общинные, частновладельческие. В Древнем Вавилоне рабы почти не отличались по статусу от вещей. Но в Нововавилонском царстве раб по статусу приблизился к земледельцу-арендатору. Рабский труд в Вавилоне не являлся преобладающим.

Формально свободные - две группы: 1) авилум - полноправный общинник, чьи права защищались в полном объеме; высший царский служащий; 2) мушкенум, утративший связь с общиной, не являвшийся собственником общинного надела, самая низкая категория царских служащих; но в ряде случаев они имели особую правовую защиту: кража их имущества приравнивалась к краже из дворца и каралась смертью.

Среди авилумов - два социальных полюса: а) царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы - эксплуататорская верхушка, не участвовавшая в непосредственном производстве (за исключением некоторых организаторских функций); б) общинники, обрабатывавших свои мелкие участки без применения рабского труда и отдававшие первой группе основную часть произведенного (через налоги или принудительную трудовую повинность) - обнищание, долги, превращение в батраков1 или рабов.

Раннее развитие товарно-денежных отношений - консолидация купечества и ростовщиков - тамкаров, превратившихся в госслужащих. Большинство ремесленников - полузависимые, работавшие под надзором надсмотрщиков. Но ремесленники могли создавать относительно самостоятельные объединения, а врачи, писцы, пророки пользовались особым уважением.

Жречества как оформленного сословия в Вавилоне сложилось. Храмами руководили и царские чиновники, а должности жрецов продавались.

Государственный строй. Древнейшая форма - города-государства (уры). Возглавлялись царями: энси (глава рода, закладывающий храм), или лугаль (хозяин). Постепенно - расширение компетенции: от военных дел до контроля за культом, общественными работами, судом. В древности власть царей ограничивали общинные собрания и советы старейшин: избирали и свергали царей, фиксировали сферу их полномочий, имели законодательные, финансово-налоговые и судебные функции. Престолонаследие по совету жрецов - предсказателей. Царь не был высшим судьей и первосвященником.

Рост значения царей. Со времен Саргона - новый титул - лугаль-гегемон -наследственный правитель божественного характера, власть которого охватывала несколько бывших уров и не контролировалась общинами. Максимум концентрации власти у царя - в Древневавилонском царстве Хаммурапи. Но власть царя - не абсолютно деспотическая: 1) сохранялось урезанное общинное самоуправление, а ряд городов имел особый статус; 2) невозможность полностью подчинить ряд племен вынуждала предоставлять им привилегии; 3) следует разделять обожествление царской власти и отношение к личности самого царя, не бывшего ни богом, ни верховным жрецом.

Непосредственное управление: разветвленный бюрократический аппарат. Ближайший помощник царя - нубанда. Страна делилась области, возглавляемые шаканаккум, контролировавшими назначаемых глав общин -рабианум (позже управление городами перешло к главам тамкаров).

Армия. Сначала - общинное ополчение. При Саргоне - первая известная нам постоянная армия - из малоземельных общинников, получавших за службу дополнительный надел из царских земель. Реформы Хаммурапи -полный отрыв постоянных войск от общинного самоуправления. Обеспечение воинов-профессионалов, несущих «вечную» службу (редума и баирума)

- за счет наделов в 12 га, исключаемых из оборота, сохраняемых за воинами при их пленении, передаваемых их детям при условии продолжения ими службы. Жестоко карались отправлявшие за себя в поход наемника, командиры, обездолившие солдата. Организационно армия состояла из колесниц, лучников и тяжеловооруженной пехоты. У нее - и полицейские функции.

Судебная система в наиболее развернутом виде также была сформирована в ходе реформ Хаммурапи. Был создан независимый от жречества и общины царский суд, вводились специальные должности судейских чиновников. Вместе с тем, ряд мелких имущественных семейных и уголовных дел остался в компетенции органов общинного управления и общинных судов.