Законник Хаммурапи - памятник древневавилонского права

Источники права Месопотамии: 1) обычное право продолжало регулировать часть местных споров, семейных и уголовных преступлений; часть норм обычного права закреплялась законодательно, став составной частью писаных законов; 2) религиозно-этические произведения: «Шурпу» (XII в. до н.э.); 3) древнейшие шумерские законы, в т.ч. первый писаный сборник законов Ур-Намму (III династия Ура), законы царств Ларсы (9 параграфов, нач. XX в. до н.э.), Эшнунны (60 статей, сер. XX в. до н.э.), Исины (43 статьи, конец XX в. до н.э.); 4) свод законов вавилонского царя Хаммурапи (ЗХ)

- первый известный современной науке сборник писаных законов.

Черная базальтовая стела, на которой был высечен текст законов, была найдена в 1901 г.французскими археологами при раскопках города Сузы.

Структура: введение, основная часть (перечень статей) и заключение.

Во введении прославляется автор законов; декларируется цель его деятельности - «дабы справедливость в стране была установлена, дабы сильный не притеснял слабого,... дабы плоть людей была удовлетворена».

В заключении автор благословляет тех, которые будут соблюдать законник, и проклинает желающих их отменить.

Основная часть содержит текст законов, разбитый современными учеными на 282 статьи. Чередуются нормы процессуального (в 1 оч., по имущественным вопросам) и уголовного права. Законы посвящены регулированию правоотношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Присутствие в тексте внутренней системы дискуссионно. В основе систематизации

- различия предметов регулирования, переходы между которыми - по ассоциации. На структуру повлияли мораль и религия (совпадение перечней тяжких грехов в «Шурпу» и преступлений в законах Хаммурапи).

Характерные черты: 1) пережитки древних обычаев: «принцип талиона» («око за око...»; коллективная ответственность общины - возмещение ею ущерба ограбленному на ее территории, если грабитель не пойман; 2) казуистичность, формализм - рассмотрение конкретных случаев вместо обобщений, объективное вменение - возложение ответственности на невиновных (если при обрушении построенного дома погибал сын хозяина, надо убить сына строителя); 4) примитивность правовой техники, допущение самосуда (пойманный при краже на пожаре должен быть брошен в огонь); 5) связь права и религиозного ритуала, символичность норм (кормилица, подменившая вверенного ребенка, каралась отрезанием груди); 6) прямое жесткое вмешательство государства в большинство сфер человеческих взаимоотношений

Имущественные отношения. Субъекты права собственности на землю: царь* храмы, общины и частные лица. Царские и храмовые земли - единый клин государственных земель, за счет которых наделялись участками должностные лица. Переданные земли - скорее владение, чем собственность: ограничивалось распоряжение и наследование. Порядок пользования общинными землями определялся общиной и не рассматривался подробно в законнике. Крестьянин был юридически полноправен, лишь оставаясь членом общины, и терял почти все права, покидая ее - большинство операций с землей велось внутри общины и требовало древних ритуальных процедур.

Обязательства из причинения вреда и из договоров. При регулировании первых наряду со штрафами применялся «принцип талиона», разработка вторых - свидетельство развитости товарно-денежных отношений.

Договоры займа. Политика государства в отношении ростовщиков двояка: 1) стимулировалось ростовщичество крупных торговщев; 2) сдерживался рост долговой зависимости основной массы трудящихся через а) ограничение процентов и б) срока долговой кабалы (3 года); в) аннулирование долга в случае их превышения; г) правомерность неуплаты долгов в случае войн или стихийных бедствий; д) недопущение жестокого обращения кредитора.

В договорах аренды и личного найма фиксировались плата и кары за некачественное выполнение. Примечательно, что уровень оплаты труда нанимаемого зависел не только от сложности работ, но от социального положения того, кому он оказывал услуги (хирург, лечивший авилума, получал вдвое больше, чем лечивший мушкенума и впятеро - раба).

Фиксировались и договоры купли-продажи, поручения, поклажи, товарищества. Главные их стороны - тамкар и его торговый агент - шамаллум.

Брачно-семейное право. Патриархальная власть хозяина дома. Брак -письменный договор между женихом и отцом невесты. Согласия последней не требовалось. Не устанавливались для нее и возрастные рамки (обычно - с 7-8 лет). Запрещались кровосмесительные браки. Разрешался брак свободной и раба, принадлежавшего мушкенуму или служившего во дворце. Их дети лично свободны. Жених вносил тархатум - выкуп семье невесты за потерю рабочей силы, а невеста - приданое. Нарушение договора женихом каралось потерей тархатума; тестем - уплатой двойного тархатума. Моногамность брака распространялась лишь на женщину. Муж мог иметь рабыню, узаконивая по желанию детей от нее, а при бездетности жены - брать наложницу. Жена, изменившая мужу, утоплялась, а убившая его - сажалась на кол. Развод: при бесплодии жены - с возвратом выкупа и приданого; при ее расточительности и недостойном поведении - без возмещения, и с оставлением в доме как рабыни. Женщина могла требовать статьи в брачном договоре, запрещающей закладывать ее за долги. Если ей удавалось доказать, что муж долго «ходит из дома иочень позорит свою непорочную жену» или покинул общину (плен), оставив ее без средств, она могла расторгнуть брак. Женщина из авилумов могла распоряжаться приданым, заключать сделки в присутствии мужа, сына.

Отношения между родителями и детьми также носили патриархальный характер. По Законам Хаммурапи отец, хотя ипотерял уже право жизни й смерти над детьми, но мог отдать их в долговую кабалу, дочерей - в жрицы-блудницы. Сын, поднявший руку на отца, лишался пальцев.

Наследованиепо закону в пределах семьи. Сыновья получали равные доли, сестрам выделялось приданое. Вдова получала часть имущества на прожиток, но оно возвращалось сыновьям при ее уходе из дома (смерти). Распространялось наследование по завещанию. Отец мог лишить сына наследства или увеличить долю одного из них, отдать часть имущества жене.

Преступление и наказание.Наблюдались а) сочетание рудиментов регулирования из обычного права с традиционной для восточных законов суровостью наказаний; б) казуальность, но отдельные статьи показывают понимание необходимости разных наказаний за собственно деяние и разные формы соучастия, учет обстоятельств совершения преступления.

Группы преступлений: 1) против личности: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление, клевета; 2) должностные и воинские; 3) против имущества: кража, грабеж, снятие знаков рабства, мошенничество, повреждение, уничтожение чужого имущества; особо жестоко наказывались преступления против дворцовой или храмовой собственности; 4) против семьи и нравственности: кровосмешение, изнасилование, супружеская неверность, распутное поведение жены, похищение или подмена ребенка.

Цели наказания - возмездие, устрашение, возмещение ущерба. Широко применялся принцип талиона, доведенный до объективного вменения.

Виды наказаний: 1) смертная казнь в формах сожжения, утопления, са-жания на кол; 2) членовредительные наказания: отрубание рук, пальцев, отрезание языка, ушей, переломы костей, выбивание зубов; 3) денежные штрафы. Неравнозначность наказаний для разных социальных слоев: принцип талиона реализовался только при равном социальном статусе сторон, а все формы покушений на личность раба наказывались, максимум, штрафом.

Судебный процесс. Отсутствовала фиксация четкой разницы между уголовным и гражданским судопроизводством, применялись два типа судебного процесса - состязательный и инквизиционный.

Состязательный процесс - по большинству составов преступлений. Инициаторы - частные лица - истцы, потерпевшие. На них же: а) доставка ответчиков в суд (кроме особо опасных преступников); б) сбор доказательств. Состязательный процесс мог быть прекращен по соглашению сторон.

Инквизиционный процесс - по делам об особо опасных преступлениях. Дела возбуждало государство, бравшее на себя доставку обвиняемого в суд, сбор доказательств. Он не мог быть прекращен и при примирении сторон.

Виды доказательств: вещественные доказательства; документы, удостоверяющие сделки; внешние следы преступления; показания свидетелей, особенно те, которые сопровождались клятвой (клятву могли давать и истец с ответчиком); судебные испытания - ордалии.

Символ окончания дела в суде - выдача судьей итогового приговора, изменить который он не мог. Приведение в исполнение приговоров к высшей мере наказания и членовредительству было немедленно и публично.