В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она представлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных памятников, часть которых сохранилась до нашего времени. Построенная на традициях земледельческой культуры восточных славян, она вобрала в себя лучшие достижения Востока и Запада. Выделяют два периода культуры Киевской Руси ~ дохристианский и христианский. Существенной чертой дохристианской культуры древних славян была религиозно-магическая окраска почти всех ее проявлений. Идеология древних славян основывалась на языческих представлениях (язычество - политеизм) - религия, которая признаёт существование многих богов).
Большое место в общественной жизни древних славян занимали обрядовые праздники, связанные с производственным циклом и сменой времен года: весенние праздники, день летнего солнцестояния, праздник сбора урожая, зимние колядки и др. С этими праздниками связана и значительная часть украинского фольклора, которая дошла до наших дней.
У восточных славян существовал культ предков, верили они в загробную жизнь. Реки, озера, леса считались священными. Языческое восприятие мира проявлялось в магических заклинаниях, обращениях к богам, в принесениях жертв богам и др.
Свидетельством высокого уровня и богатства народной культуры являются сказки, былины, песни, пословицы, загадки, вышивки, народные мелодии, песни. В прикладном искусстве нашло свое проявление художественное творчество.
С введением христианства произошли существенные изменения и в культуре. Уже т. времена Владимира Великого появляются первые школы. Развивается письменность. Принимается алфавит - кириллица - основа современного алфавита.
Князь Ярослав Мудрый ввел обязательное обучение для детей высших сословий - Школьное образование тогда находилось в руках церкви, поэтому имело определенную ограниченность - Центрами образования стали храмы и монастыри. Она же вскоре превратились и в центры летописания. При крупных монастырях и церквях существовали большие библиотеки, которые постоянно пополнялись новыми произведениями. Авторами многих литературных трудов были русские князья, настоятели и монахи православных монастырей. Большую плеяду русских церковных писателей и летописцев воспитал Киево-Печерский монастырь - Устав этого монастыря обязывал каждого монаха читать книги из монастырской библиотеки. По содержанию русская литература была в основном религиозной, так как создавали ее преимущественно представители духовенства.
Широкого развития достигла и оригинальная литература. Особое место в культуре Киевской Руси занимают летописи. Как правило, их авторами тоже были монахи. Первые хронологические письменные источники относятся еще к IX веку, и представляют собой записи в одну-две строки. Со временем летописание становится более подробным и систематическим. Наиболее известной является летопись «Повесть временных лет», которую начал составлять неизвестный монах Киево-Печерского монастыря е 1039 году, продолжил ее написание монах Никон, а закончил Нестор в И12 году. Летописи являются ценным источником для изучения того периода хотя бы потому, что древние летописцы были не только писателями-историками, но и активными соучастниками политических споров и на страницах своих хроник они отражали всю сложность и противоречивость общественной мысли Х1-ХШ веков.
Образование распространялось и среди простого населения. Об этом свидетельствуют многочисленные «берестяные грамоты», найденные в Новгороде, и множество надписей, сделанных ремесленниками на своих изделиях.
Во времена Киевской Руси распространялись медицинские знания, которые начали вытеснять традиционное знахарство и колдовство. Расширились познания в области географии.
Высокого уровня развития достигла архитектура, особенно культовая, которая пришла на Русь вместе с христианством. Строились величественные православные храмы, которые поражали современников совершенством архитектурных форм и пышностью внутреннего убранства. Одним из первых храмов Киевской Руси стала, построенная во времена Владимира Великого Десятинная церковь (разрушена монголо-татарами в декабре 1240 года). В X-XI веках строительство храмов и монастырей продолжается. Число культовых сооружений в стольных городах Руси достигло нескольких сотен. Развитие древнерусской архитектуры на долгие годы было прервано татаро-монгольским нашествием.
Тесно связанными с архитектурой были такие виды искусства как живопись и художественная резьба. Все соборы и храмы Руси украшались мозаичными панчо, фресками, иконами, мраморными капителями и др. Церковные книги и летописи украшались цветными рисунками (миниатюрами).
Высокого уровня в Киевской Руси достигло декоративно-прикладное искусство. Древнерусские мастера создавали шедевры ювелирного искусства: золотые украшения, кресты, иконы, оклады книг, чеканку, художественно украшенное оружие и др.
Древнерусские мастера прекрасно владели искусством резьбы по камню, создавали замечательные изделия из стекла и керамики.
Высокого уровня достигло музыкальное искусство. Хороводами, песнями, общими застольями отмечались еще языческие праздники. В более позднее время в народном быту традиционными были песни, танцы, игра на бубнах, сопелках, гуслях и других инструментах.
Без преувеличения можно утверждать, что культура Киевской Руси является составной частью прошлой и современной украинской культуры. Традиции украинской культуры были заложены в те отдаленные от нас годы.
Говоря об историческом значении Древнерусского Киевского государства, необходимо отметить, что его создание ускорило экономическое и политическое развитие восточные славян и дало им возможность отстоять свои земли от посягательств внешних врагов на западе и востоке, юге и севере.
Киевская Русь подняла авторитет восточных славян в Европе. Она оказывала влияние на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке. Русские князя заключали и поддерживали династические связи с большинством европейских государств. Киевская Русь положила начало государственности не только славянских, но и ряда неславянских народов, прежде всего угро-финского населения Севера и др.
Киевская Русь оставила яркий след в истории европейской и мировой цивилизации. Она была первым государственным образованием у восточных славян.
Киевская Русь заложила традиции независимой государственности Украины, положила начало развитию украинской народности ее самобытной культуры.
В ходе создания и развития Древнерусского государства в IХ-Х веках в результате объединения племён сформировалась новая, более высокая этническая категория - древнерусская народность. Древнерусская народность имела единый для всей Киевской Руси язык и единую территорию, единый уклад жизни, единую высокоразвитую культуру. Это породило чувство и понятие единства Русской земли, нашедшее своё отражение в устном народном творчестве, летописях, художественных произведениях.
Архитектура — шедеврами стали: Софийский собор в Клеве (1073 г., ставший образцом для строительства подобных соборов в Новгороде и Полоцке), Успенский собор в Киеве, Десятинная церковь .в Киеве, Храм Святого Спаса в Чернигове и др. Не менее ценны мозаика и фрески внутри храмов, посвященные библейской тематике.
Прикладное искусство — ювелирные изделия из золота и серебра, украшения с разноцветными эмалями (диадемы, кулоны), резьба по кости, камню и дереву (шкатулки, пуговицы, ложки, шахматно-шашечные фигурки), литье (бронзовые купола церквей) и т. п.
В итоге: культура К. Руси заняла видное место в сокровищнице мировой культуры, вобрав в себя культуру древних славянских племен и Византии (наследницы культуры Др. Греции).