Цели и задачи изучения темы

Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы.

Рассмотреть характеристику культуры ее состояние и главные признаки, наследование художественных традиций Киевской Руси, проникновение в искусство западноевропейских идей.

Исследовать характер развития видов искусства, памятники художественного творчества, изучить творческие достижения деятелей культуры.

Иноземный люд оказал негативное влия­ние на развитие культуры. Однако, несмотря на это, в Х-ХVI веках наблюдалась консолидация украинского народа, н происходил процесс дальнейшего развития его культуры.

Очень медленно развивалось образование. Школы если и существова­ли, то в основном, при епископских кафедрах, что в таких условиях школь­ное образование имело преимущественно церковный характер. Только во второй половине XVI века в Украине начали появляться учебные заведения с расширенной программой, например, знаменитая Острожская школа на Во­лыни. Её основатель - князь К.Острожский, потомок древнего украинского православного рода, был убеждённым патриотом и стремился к возрождению и развитию национальной культуры и образования. Он и его единомышлен­ники сделали большой вклад в воспитание сознательных защитников нацио­нальных интересов Украины в условиях наступления католицизма и унии. Именно Острожская школа положила начало новому этапу в развитии школьного образования в Украине. В школе преподавались славянский, гре­ческий и латинский языки и, так называемые, «семь вольных наук»- грамма­тика, риторика, диалектика, арифметика, география, астрономия, музыка. Школьной программой предусматривалось начальное и среднее образование с элементами высшего.

Неоценимый вклад в развитие образования и культуры внесли братские шкоды. Первая такая школа возникла в 1585 году при львовском братстве. Позже братские школы появились в Галиции, Холмщине, Волыни, Полесье, Подолье. Братские школы были народными, отличались от других, сушествующих тогда школ, своим демократизмом. В таких школах учились дети всех сословий, даже сироты. Учебные программы братских школ воспитыва­ли патриотизм, уважение к родному языку, культуре, православной церкви.

В начале XVII века наиболее известной была Киевская братская школа, которую опекало Запорожское войско и гетман П.Сагайдачный. В 1632 году Киевская братская школа объединилась со школой, которая работала при Пе-черской лавре. Новое учебное заведение получило название - Киево-Могилянский коллегиум (киевский митрополит Петр Могила был инициато­ром объединения школ). Учебная программа и уровень преподавания в кол­легиуме приближала его к уровню западноевропейских университетов и академий. Коллегиум имел два филиала: в Виннице и в Кременце.

Усиление феодального и национально-религиозного гнета со стороны Польши вызывало протест со стороны местного украинского населения и способствовало пробуждению его национального самосознания. Синонимом национальной культуры и национального самосознания в те времена была православная церковь, которая поддерживала создание школ, подготовку и издание литературных (преимущественно церковного содержания) произве­дений. Монастыри, как и раньше, были центрами летописания.

Со второй половины XVI века в Украине появляются первые типогра­фии, начинают печатать книги. В 1573 году известный российский перво-печатник Иван Федоров организовал типографию во Львове и напечатал свои знаменитые «Апостол» и «Букварь». Они были первыми книгами, напечатанными в Украине.

В конце XVI века типографии действовали в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северском, Рогатине и т.д. Самой крупной была типография Киево-Печерскои лавры. Книгопечатание способствовало распространению об­разования, укрепляло языковую общность украинского народа.

Важную роль в процессе формирования и развития национальной культуры играло устное народное творчество. В многочисленных песнях и думах, под аккомпанемент кобзы или бандуры, украинский народ воспевал героические подвиги качества в борьбе с иноземными захватчиками. В на­родном творчестве существовала также лирическая и социально-бытовая те­матика.

Во второй половине XVI века в Украине появился театр.

Центром театральной жизни были ярмарки, которые устраивались в городах и сёлах Украины. Бродячие актёры развлекали публику, ставя юмо­ристические одноактные сценки, комедии, а иногда и целые драмы. Попу­лярностью пользовались кукольные и школьные театры. Таким образом, в тат период начали закладываться основы будущего украинского драматиче­ского театра.

Неотъемлемой частью украинской национальной культуры была музы­ка. Музыкально-теоретические дисциплины изучались в братских школах уже с XVI века. Носителями народной музыкальной культуры в Украине бы­ли кобзари. Они играли, как правило, на многих музыкальных инструментах, в том числе на лире, сопелке, скрипке, цимбалах. В своих песнях кобзари воспевали вековую мудрость народа, его морально-этические принципы, ге­роическую борьбу народа с внешними врагами и т.д.

Новые черты появились в украинской архитектуре, живописи, прежде всего в церковной и в книжной миниатюре.

Таким образом, несмотря на тяжелые условия иноземного господства, украинский народ сумел сохранить и даже обогатить свою культуру.