Быт и обычай украинского народа

 

Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга бревен, затем доделывались крыша, двери, окна; распространен на большей части Украины) и кар­касной (между столбами вбивались колья с внутренней и внешней сто­роны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни). При входе в дом стояла печь — противоположный но диагонали угол был «красным», для гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими семьями из нескольких поколений (как правило 2 — 3 семьи в комнате). Па дворе— хозяйственные постройки (сараи, амбары,1 хлев для скота), рядом — ого­род. Размеры построек зависели от достатка хозяина.

Одежда — из льняного или конопляного полотна, обычно дома ши­ли для мужчин рубахи с вышивкой (у панов —: вышивка из шелка, се­
ребра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см)
пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета. .V женщин — со­
рочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы (из камня, стекла,
монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики. Зимой, — длинные
до пят овчинные кожухи или бурки. Феодалы шили шубы из дорогих ме­хов.

Пища — ржаной хлеб (бедняки добавляли в муку примеси ячменя
или овса; белый хлеб был на праздники), суп из злаков, кулеш, галушки,
вареники, рыба, ягоды, фрукты, пиво и др.

Обычаи — народные (часто языческие) и церковные праздники — Рождество (в ночь на него ходили колядовать). Пасха, праздник Янки Купалы , (23 июня перед жатвой), праздник Покрова Богородицы (4 ок­тября, окончание сельхоз работ) и др.

Школьный театр — при Острожской школе, Львовской братской
школе — ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при
встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и привет­ствия, играли небольшие пьесы в форме диалога па учебные и религиозные темы и др.

Народно-площадный театр — на ярмарках, праздниках, и др,
при больших скоплениях людей игрались комедии, иногда драмы для раз­-
влечения зрителей.

После принятия Брестской унии 1596 г. православная церковь на Украине была запрещена и большая часть церквей и монастырей стала униатской. 1) 1620 г. при помощи запорожского гетмана Петра Сагайдачного, иерусалимский патриарх Феофан приезжает на Украину и восстанав­ливает Киевскую митрополию и всю православную иерархию па Украине (производит в сан Киевского митрополита и 5 украинских и белорусских епископов). В результате Речь Посполитая лишь в начале 3О-х г. 17 века под нажимом крупных крестьянских восстании (С. Наливайко и др.) и требований украинских братств — официально разрешает православную церковь на Украине, хотя по-прежнему продолжает ее преследовать.

И конце ХVI ст. под руководством патриарха Александрии М. Нигаса была проведена реформа церковного пения, которая противопоставила ка­толическому богослужению с органной музыкой и полифоническим пением многоголосое пение по нотам. В XVII веке на Украине уже сложилась своеобразная школа подобного пения, а Киев превратился в центр, где оно достигло апогея, а позже было перенесено в Россию, заменив там монотон­ное пение.

В портретной живописи духовенство отошло от старых византийских канонов, взяв на вооружение достижения искусства Ренессанса и даже пытаясь превзойти его силой эмоционального влиянии.

Произошло перемещение центра политической и культурной жизни
в Киев, т. к.: Киев был столицей Киевской Руси; а в начале 17 в. — круп­нейший город в Приднепровье (15 тыс. жителей), важный ремесленный, торговый и культурный центр находился па юго-восточной «Краппе Речи Посполитой, что за­трудняло последней вмешиваться в ее дела, а с другой стороны, всего в нескольких сотнях верст от Киева базировалось Запорожское казачество; с 1620 г. Киев — снова религиозный центр православия на Ук­раине.