Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического.
В униатской церкви восточно-христианское наследие долгое время оставалось важной опорой в проповеди, развитии теологической мысли, в философствовании. Ученые униаты-базилиане стремились поддерживать знание греческого языка в своей среде, хотя им этого не удалось. Церковно-славянский язык был практически забыт в униатской церкви к XVIII в., но «русская мова» развивалась очень успешно.
Взгляды и деятельность Иосафата Кунцевича оправдывают понимание униатства как второй, наряду с православием, «национальной» религии «ру-тенов». В целом Кунцевич сохранял самосознание именно «русина» и в своих идеях и проповеди опирался на византийско-славянскую церковно-учительскую традицию. Характерно, что в одном из своих сочинений, защищая унию, он обращается ко «всем станом народу нашего российского». Но в то же время после ознакомления с жизнью и наследием Кунцевича мы приходим к выводу о его самой искренней преданности римско-католическому учению.
Андрусовское перемирие 1667 г. создало в религиозно-культурной жизни оставшейся за Польшей части Украины совершенно новую ситуацию, в которой позиции греко-католической церкви стремительно и однозначно укрепились, а позиции православия столь же быстро и необратимо ухудшились. Однако в 1672-1699 гг. значительная часть Правобережья оставалась под фактической властью турок, и этот факт и сопряженные с ним потери самым негативным образом сказались на динамике культурного развития этой части Украины.
«Вечный мир» 1686 г. между Россией и Польшей предусматривал ряд гарантий для православных, но это не меняло положения в целом и не могло предотвратить распространения католической и польской культуры в западной части Украины. Полонизация неизбежно сопровождалась католициза-цией и, соответственно, глубокой культурной переориентацией верхов украинского общества. Две другие социальные опоры православной церкви и православной культуры — казачество и братства — практически сходят со сцены общественной борьбы. Естественным результатом был сначала тайный, потом открытый переход православного духовенства Правобережья в унию. Львовский епископ Иосиф Шумлянский даже выработал план систематического обращения в унию православных священников, шляхты и горожан. В 1708 г. унию приняло Львовское ставропигиальное братство, в 1712 г. — Почаевский монастырь. После этого православная церковь в Речи Поспо-литой практически прекратила существование, хотя латентное сопротивление католическому давлению продолжалось вплоть до разделов Речи Поспо-литой во второй половине XVIII в.
Обращаясь к вопросу о влиянии церковной унии на украинскую культуру на территориях, остававшихся в составе Речи Посполитой, нужно подчеркнуть, что статус, институты, деятельность, идеология греко-католической церкви зависели от польского католицизма.
Важнейшим рубежом в истории униатской церкви стал Замойский собор 1720 г., в котором приняло участие все высшее духовенство, девять архимандритов во главе с протоархимандритом Басилианского ордена Антоном Завадским, деканы, 129 представителей приходского духовенства и монахи.
Все белое духовенство и монахи должны были под страхом наказаний подписать принятое собором «Исповедание веры», которое включало и filioque, то есть специфически католическое добавление в христианский символ веры. Униатам было строго запрещено посещать православные храмы, молиться в них и принимать таинства от православных священников. Вводились индексы запрещенных книг, всякая новая публикация подлежала одобрению со стороны епископа, для чтения книг, привезенных из-за восточной границы, надлежало получить специальное разрешение, запрещалось покупать не одобренные епископом книги и читать книги, не прошедшие церковную цензуру. Все литургические книги нужно было переработать, представить на проверку в Рим и только после этого напечатать и использовать в богослужении.
Были смягчены требования к постам, определены 36 праздников, часть из которых (например, праздник Божьего Тела) прежде не были включены в православный календарь. Чудеса признавались таковыми только после подтверждения их епископом. Особое внимание собор уделил Григорию Пала-ме, наиболее почитаемому исихасту православного мира, запретив праздновать его память, считать святым и даже упоминать. Собор положил конец прежним православным монашеским традициям в униатской церквц. Отныне все монастыри должны были войти в базилианскую конгрегацию. В 1739 г. была создана новая провинция Ордена с центром во Львове. Монахи-басили-ане полонизировались и проникались латинско-католическими влияниями быстрее, чем остальное духовенство. Из их рядов рекрутировалась вся иерархия. Этим углублялись различия между высшим и низшим духовенством, которое мало чем по образу жизни, доходам и даже грамотности отличалось от обнищавшего крестьянства.
В обрядах «латинизация» выразилась в постепенном удалении иконостасов, внедрении в богослужебную практику звоночков, т.н. «годзинок» и «тихих литургий», устроении боковых престолов и конфессионалов, изменении одежды священнослужителей, опускании на одно колено, новых архитектурных формах храмов, по типу латинских барочных, появлении органов и пр. Нет никакого сомнения, что именно Замойский собор окончательно оторвал греко-католическую церковь от православной. После разделов Польши русское правительство предприняло меры по переходу униатов в православие, что было поддержано массой простых прихожан.