Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали как против крепостничества и его пережитков, так и против буржуазного развития страны. Они были сторонниками перехода к социализму через крестьянскую общину, которая, по их мнению, свидетельствовала об отсутствии у крестьян эгоизма и об их врожденной склонности к социализму. В основе идеологии народников лежала мистическая вера в российское крестьянство, как носителя «высшей житейской мудрости». Считая российского крестьянина «врожденным» социалистом, один из идеологов народников М.М.Бакунин призывал молодёжь готовить народное восстание против главных врагов народа: частной собственности, государства и церкви.
Содержанием народнического движения являлась борьба за полную ликвидацию помещичьего землевладения, всех остатков крепостничества, за победу крестьянской революции. Считая капитализм абсолютным злом, народники верили, что Россия минует его и после победы крестьянской революции, пойдет только ей присущим путем через сельскую общину к социализму. Главной задачей своей деятельности народники считали воспитание крестьянства, его образование, подъём его на революционную борьбу против несправедливого строя, против царизма.
Народное движение объединяло людей, которые принадлежали к разным социальным слоям народа, к разным политическим направлениям, часто прямо противоположным по своим убеждениям. К примеру, некоторые народнические течения исповедовали теорию «непротивления злу насилием», другие призывали к террору, к новой пугачовщине.
В начале 70-х годов возникают революционно-народнические организации, революционные группы, отличающиеся различным подходом к методам революционной деятельности. Некоторые из них с целью установления контакта с крестьянством предприняли так называемые «хождение в народ», стремясь подготовить крестьянство к великому восстанию. «Хождением в народ» в 1874 году было охвачено, по официальным данным, 37 губерний европейской России, в том числе почти все украинские губернии. Но эта тактика провалилась. Попытки склонить крестьянство к массовому выступлению против царского правительства не принесли желанных результатов. В конце 1874 года более одной тысячи пропагандистов-народников были арестованы и осуждены царским правительством. Народнические организации активно действовали в Украине: Киеве, Одессе, Харькове, Полтаве, Чернигове, Николаеве, Херсоне.
После неудачи «хождения в народ1' некоторые из наиболее радикально настроенных народников обратились к идеям Бакунина, решив, что начать революцию можно только с помощью насилия и террора. Они создали организацию «Народная воля», основным принципом деятельности которой, был терроризм. Строго законспирированная и недоступная извне «Народная воля» начала компанию политических убийств, кульминацией которых стало убийство царя Александра П. Гибель царя вызвала общее осуждение насилия, дискредитацию терроризма и убедила правительство в необходимости ужесточения своей политики. Характерно, что народники-террористы особенно активно действовали в Украине; в Киеве, Харькове, Одессе, Нежине, Полтаве и др. Они осуществили ряд громких террористических актов: в 1878 году народоволец Г.Попко убил жандарма Гейкина, в феврале 1879 года убит в Харькове губернатор князь Куропаткин и др.
Активными участниками народнического движения были украинцы –Д.Лизогуб, Н.Кибальчич, С.Перовская и многие другие. Но они почти не поднимали вопросы национального освобождения украинского народа и других народов, порабощенных Россией.
Принципиально на других позициях стояли украинские народники (народовцы, хлопоманы), которые отстаивали идеи своеобразия украинского народа, его быта и хозяйства, подчеркивали индивидуализм украинского крестьянства. Народовцы выступали за единство всех украинских земель и развития единого украинского языка на основе народного языка. Украинские народники основной целью своей деятельности считали культурно-просветительскую работу среди крестьянства. Они считали главной отличительной чертой украинского крестьянства его религиозность и воспевали ее в своих произведениях. Организационными центрами народовского движения были редакции журналов: «Вечерницы» (1862-1863 гг.), «Мета» (1863-1864 и), «Нива» (1865 г.), «Русалка» (1866 г.). Украинские народники - это преимущественно представители украинской интеллигенции: писатели, учителя, врачи, юристы, студенты. Народовцы стремились поднять национальное самосознание украинской молодежи. Они Изучали украинскую литературу и историю, собирали этнографические и фольклорные материалы, открывали читальни, библиотеки, издавали произведения украинских писателей, школьные учебники, организовывали театральные постановки и ежегодные Шевченковские вечера. Украинское народовское движение возникло в Галиции, позже оно распространилось на Буковине и Закарпатье.
На протяжении всего времени существования народничества в нем действовали и революционные, н либеральные элементы. В 70-х годах народники в своем абсолютном большинстве стояли на революционных позициях. После неудачи «хождения в народ» и после разгрома «Народной воли» в 1881 году, произошел кризис революционного народничества, и в 80-90-х годах и общественно-политическом движении стало преобладать либеральное народничество.
В общественно-политическом движении в Украине во второй половине XIX века выделяется буржуазно-оппозиционное движение, ориентировавшееся на превращение России в конституционную монархию и введение буржуазных свобод - свободу слова, печати, неприкосновенное га личности, введение самоуправления, созыв Учредительного собрания. Они надеялись на проведение реформ мирным путем и находились в легальной оппозиции самодержавию, В Украине деятельность либералов была такой же, как и в целом по России.
В эпоху кризиса и краха крепостничества, формирования капиталистических отношений в Украине возникает национальное движение. В последние предреформенные десятилетия и в первое время после отмены крепостничества в 1861 году оно было еще слабым, и в нем участвовали малочисленные круги дворянско-буржуазной интеллигенции, стремившиеся, в основном, к развитию украинского языка и культуры.
С развитием капитализма и постепенным завершением формирования украинской нации национальное движение росло, в него вливались все более широкие общественные группы. Но поскольку социальный состав украинской нации был неоднородным, неоднородным было и национальное движение в Украине. Несмотря на то, что все участники национального движения выступали против национального гнета, единства между ними не было.
С конца 50-х годов на протяжении второй половины XIX века в национальном движении в Украине действовали кружки интеллигенции, получившие название «громад». Общей для всех их была национальная украинская идея на демократической основе, вера в возможность достичь национального управления, любовь к Украине, гордость за достижения его духовной культуры. Нелегальные «громады» действовали в Киеве, Полтаве, Харькове, Херсоне, Одессе, Николаеве, Чернигове и других городах Украины. Первая Громада возникла в конце 50-х годов XIX века в Киеве. Её создателями и активными членами были Н.Костомаров, П.Кулиш, В.Белозерский, Т.Шевченко и др. Громада издавала журнал «Основа».
В 1861 году в Киеве возникла еще одна Громада. В 70-80-х годах она превратилась в основной центр национально-культурного возрождения в Украине. Среди наиболее активных членов Киевской громады выделялись В.Антонович. М.Драгоманов, П.Чубинский, Т.Рыльский, НЛысенко, М.Старицкий, И.Нечуй-Левицкий. Члены Громады считали своим основным долгом пробуждение национального самосознания украинской молодёжи и народа в целом. Члены Громады организовывали воскресные школы, занимались изданием украинской популярной и научной литературы, изучали быт и традиции украинского народа. Репрессии со стороны царского правительства вынудили часть громадовцев эмигрировать ча границу, деятельность Громады была запрещена.
В 80-х голах XIX века члены громад в Украине объединились вокруг
журнала «Киевская старина». Громадское движение продолжалось до февральской революции 1917 года.
Одновременно с народничеством, либеральным и национальным движением в Украине усиливалось и рабочее движение. Рабочие создавали снои отдельные пролетарские организации, которые наряду с пропагандистской работой занимались организацией стачечной борьбы за улучшение политического положения и политической свободы пролетариата.
Деятельность этих пролетарских организаций, развертывание массово
го рабочего движения в Украине, как и в целом в России, создало предпосылки для распространения социалистических идей, прежде всего идей марксизма как революционной идеологии пролетариата. В конце 80-х начале 90-
х годов в Киеве, Екатеринославле, Одессе, Херсоне, Харькове, Полтаве и
других городах Украины возникли марксистские кружки. Они занимались
главным образом изучением социал-демократической литературы и распространением её среди интеллигенции и студентов. Первые марксистские кружки и группы были закрытыми, организационно не связанными между собой, оторванными от рабочего движения. Однако они подготовили условия для создания социал-демократической партии в России и в Украине. В 1898 году было провозглашено о создании марксистской рабочей партии общероссийского масштаба, сыгравшей большую роль в дальнейшей истории Украины.
Австро-Венгрия и Россия, будучи унитарными государствами, всячески пытались помешать формированию украинской нации и развитию украинской национальной культуры, стремясь ассимилировать украинское население.
В Австро-Венгрии это проявилось в нарушении провозглашенного Австрийской Конституцией 1867 г. равноправия всех граждан в получении образования, в государственных учреждениях и судах, т. к. в западно-украинских землях руководящие посты в администрации и суде занимали лишь лица австрийской, венгерской и польской национальностей. Всячески ограничивалось преподавание в школах на украинском языке и открытие новых школ. Ни в одном высшем учебном заведении на западно-украинских землях не велось преподавание на украинском языке.
К началу XX века во Львовском университете имелось лишь две украинских кафедры: истории Украины и украинской литературы.
В царской России в 1863 году циркуляром министра, внутренних дел П. Валуева запрещалось печатание книг на украинском языке (кроме художественной литературы). В значительной степени решение принималось по заявлениям обрусевших представителей украинской интеллигенции, которые доказывали, что якобы «никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может». Спустя 30 лет М. Драгоманов писал: «для украинской интеллигенции, как и для украинофилов, русский язык еще и теперь является родным и природным».
В Эмском указе Александра II (1876 г.), запрещавшем ввоз на Украину каких бы то ни было книг и брошюр на «малороссийском наречии», украинских пьес и песен, которые требовалось переводить на русский язык. Запрещалось использование украинского языка в начальных школах, судах и государственных учреждениях. Из школьных библиотек изымались книги на украинском языке, учителей-украинофилов заменяли на русских. 'Переименовывались географические названия: «Малороссийская» губерния была разделена на Черниговскую и Полтавскую, а «Слободско-Украинская» переименована в Харьковскую.
В итоге рост национального гнета вел к активизации украинского национально-освободительного движения. В Западной Украине действовало 3 направления украинского национально-освободительного движения:
К первому относились революционные демократы, выражавшие интересыкрестьянства,имели немногочисленные революционные кружки во Львове,Станиславе,Перемышле, Дрогобыче, Тернополе и Дублянах. Наиболее значительной была группа И. Франко и М. Павлика во Львове, работавшая в журнале «Друг», а затем в журнале -«Громадский друг», а впоследствии в газете «Труд», на страницах которых и вне их критиковавшая феодальный и национальный гнет в Австро-Венгрии, призывавшая к объединению всех трудящихся Западной Украины в борьбе за свои экономические и политические права, распространявшая произведения Герцена и Чернышевского, Маркса и Энгельса, сотрудничавшая с марксистской группой «Освобождение труда».
Однако с начала XX в. И. Франко стал одним из наиболее известных критиков марксизма. Так, в статье «Що таке поступ?», он показал, что в условиях партийной монополии социал-демократов на власть их государство неминуемо станет огромной народной тюрьмой.
Ко второму относились народовольци — либеральное украинское национальное движение, объединявшее средние слои населения: студентов, священников, интеллигенцию. Основным вопросом своей деятельности считали не политичепсуго борьбу, а развитие украинского языка и культуры, для пего в 1868 г. группа из 60 студентов во главе с Анатолием Вахняниным создала во Львове культурно-просветительское общество «Просвiта», занимавшееся «изучением и просвещением народа» и развитием украинского театра. Несмотря на значимость литературной и культурной деятельности «Просвети», народовольцы были слабо связаны с народом и лишь частично выражали его интересы.
В то же время деятельность организаций «Просв1ти» и таких подвижников, как А. Борковский, Е. Сушкевич, А. Партицкий, Ю. Романчук и другие, способствовала существенному росту национального самосознания и патриотизма. Под их влиянием находилась одна из наиболее популярных газет «Дiло» (1880—1939). В прямой связи с культурно-просветительской работой «Просвшг» стоит создание таких организаций, как Ревизионный союз кооперативов, Маслосоюз, Сельский господарь, существование сельскохозяйственных и торговых школ.
Москвофилы — наиболее правое, консервативное крыло в ук
раинском национальном движении, объединявшее украинских помещи
ков, буржуазию, священников униатской церкви и др., разочаровавшихся
в слабеющей Австро-Венгерской империи, постоянно испытывавших
в ней пренебрежительное отношение со стороны польской шляхты и по
этому мечтавших присоединиться к набирающей мощь Российской импе
рии. По их словам, «если нам придется утонуть, то лучше это сделать
в российском море, чем в польском болоте». Однако их политический
курс отличался пассивностью, инертностью и половинчатостью (парал
лельно они заверяли Габсбургов, что являются верными подданными
и австрийской империи и хотят установить лишь культурные связи
с Россией). Все это приводило к путанице и не способствовало поддерж
ке москвофилов со стороны народа. Однако, имея огромные финансовые
средства, они издавали самую могущественную в Галиции газету «Сло
во», имели политическую организацию — Русскую Раду и др. органы.
Лидерами., москвофилов были Богдан Дидицкий, Иван Наумович, Михаил
Качковекий и др.
В Восточной Украине после разгрома Кирилло-Мефодиевского общества стали организовываться полулегальные кружки — «Громады», возникшие в Киеве, Харькове, Чернигове, Полтаве и др. городах и объединявшие представителей широких слоев населения (среднюю национальную буржуазию, обуржуазившихся помещиков, преподавателей, врачей, писателей, студентов -и т. п.). Кружки-громады не имели четкой организационной структуры, своих -программ и уставов, часто распадались и вновь возникали. Однако, можно выделить общие для всех громад характерные черты:
— их деятельность носила в основном культурно-просветительский «характер (организация украинских кружков просвещения и воскресных школ, изучение и пропаганда популярной и научной литературы, изучение истории украинского народа, его языка, культуры, этнографии и т. п.);
— громады не вели политическую борьбу с царизмом, считая, что украинский народ к ней еще не готов, поэтому в первую очередь необходимо просвещение народа, его консолидация в рамках Российской империи. Большинство членов громад приветствовало и идеализировало отмену крепостного права в России и на Украине.
В 1861—1862 гг. в Петербурге, куда съехались после ссылки Костомаров, Белозерский, Шевченко и Кулиш, возник близко связанный с громадами общественно-политический и литературный журнал «Основа». Он способствовал объединению вокруг редакции украинских историков,- литераторов, этнографов, языковедов и др. Журнал знакомил российского читателя с произведениями украинских авторов и жизнью украинского народа, его историей и традициями. Популярности , журнала способствовали организация им публичных чтений и присутствие на них Т. Шевченко, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Н. Чернышевского и др.
В 1873 г. во Львове было организовано Литературное товарищество им. Шевченко, позднее превратившееся в Научное товарищество им. Шевченко. В соответствии с уставами существующих академий оно разделялось на секции: историко-философскую, филологическую, математико-естествознавческо-медицинскую, пыталось даже создать Могилянско-Мазепиискую академию наук, но австро-венгерские власти игнорировали эту идею и не поддержали ее инициаторов.
После Эмского указа Александра II начался распад громад: часть
их членов, напуганная запретом царизма на деятельность украинских
организаций, вышла из громад, вторая часть основала «молодые гро-
мады»,- принявшие участие в 1874—1875 гг. в организованном на
родниками «хождении в народ». Некоторая часть, как, например, Драго
манов, выехала за границу и там пыталась найти выход из кризиса
и путь дальнейшего развития украинского национально-освободительно
го движения.
Михаил Драгоманов родился в 184.1 г. в городе Гадяче на Полтавщине в семье мелкого дворянина, потомка старшины Запорожской Сечи. Во время обучения в Киевском университете вступил в Киевскую громаду, где вскоре стал одним из ее лидеров. С 1864 — преподаватель Киевского университета.
Драгоманов преследовал цели превращения России в демократическую федерацию, в которой Украина получит широкую автономию (право самостоятельно решать большинство стоящих перед ней проблем) и развивалась бы по пути, проложенному передовыми капиталистическими странами Западной Европы (капиталистические отношения без феодальных пережитков, буржуазно-демократические институты и свободы: парламент, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, собраний и т. п.).
Он предполагал следующий механизм выполнения поставленных задач: создание широкого национально-освободительного движения на Украине с участием всех слоев населения, включая крестьянство, которое было бы в силах добиться от царизма демократических реформ и изменений в государстве.
В 1875 г., в период репрессий отказался отречься от своих взглядов и по особому указу Александра II был уволен из Киевского университета и выслан за границу, где в 1878—1882 гг. издавал в Женеве первый украинский журнал за границей «Громада», на страницах которого пропагандировал своп идеи, печатал социально-экономические, политические, национально-культурные, исторические и др. статьи из жизни Украины.
Симпатизировал идеям социализма, прежде всего в этическом плане, (т. е. раскрепощение сил и возможностей человека и общества, отсутствие эксплуатации и др.). Вместе с тем критиковал марксизм, как ошибочное учение, не отвечающее потребностям украинского народа. Со временем идеи Драгоманова заложили основу для формирования первой украинской социалистической партии на Украине.